Текст: Юлия Исаева, Александра Дьякова Фото из архивов героев материала
Другим урок
Четыре необычные, но эффективные методики обучения и показательные результаты, о которых не стыдно рассказать.
Школа — это не всегда про привычный, классический формат обучения с обязательными уроками, оценками и выпускными экзаменами. Четыре наших героя своим примером доказывают: обучать можно по-разному — экологично, гуманистично, не зная географических границ и с юмором для взрослых. Общее у них только одно — проверенная эффективность методик и показательные результаты, о которых не стыдно рассказать.
МАРИЯ ГРЕКОВА
СОЗДАТЕЛЬНИЦА ИНКЛЮЗИВНЫХ МАСТЕРСКИХ «ПРОСТЫЕ ВЕЩИ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

«Простые вещи» — это инклюзивные мастерские, где взрослые люди с особенностями развития психики и интеллекта трудятся на равных с профессионалами и волонтерами в кулинарной, столярной, графической, швейной и керамической мастерских. Простые, потому что мы создаем вместе понятные вещи, полезные в быту. Инклюзивные, потому что мы считаем, что людям с инвалидностью необходимо включаться в реальные социальные процессы, общаться с разными людьми, заниматься осмысленной, творческой деятельностью. Пять мастерских, потому что мы понимаем, как важно выбрать дело по душе. Здесь #делоестькаждому. В феврале этого года мы отметили первую годовщину проекта, сейчас нам полтора года.

Будучи клиническим психологом по образованию, я еще во время учебы в Москве задумалась о том, что хотя в России система поддержки особенных детей худо-бедно есть, взрослые люди с особенностями развития практически не видны. Я училась на специального психолога, и с первого по третий курс мы ходили в основном по детским учреждениям. В Москве много мест для детей. С детьми все ясно, ведь ребенок с особенностями — это не здоровый 18-летний бугай, который невпопад хихикает. Я думала, что приду в какую-нибудь школу и буду там работать. А потом мы сходили в большущий технологический колледж, где взрослые в основном с ментальными нарушениями. И это был для меня шок. Поняла, что таких колледжей в Москве максимум пять, а школ — полторы тысячи. И куда деваются все эти люди, которые прошли в колледж? Что они дальше, после колледжа, делают? Так появилась идея проекта «Простые вещи».

Жизнь кардинально изменилась после моего дня рождения, когда Шура Буртин, мой друг, решил написать пост о том, какая я есть. В восемь утра он поздравил меня и скинул вордовский файл. Я прослезилась, но попросила: «Дружок, все круто, но давай не будем это никуда выкладывать!» Шура сказал: «А я вот думал — в „Такие дела“ или в „Русский репортер“? Они любят самоотверженных дурачков. Ладно, выложу хотя бы в своем Фэйсбуке». Он так много драматургии туда внес, что все люди в мире вдруг сказали: «Маша!» И вот — 23 тысячи лайков, полторы тысячи сообщений. И понеслась — волонтеры, СМИ… Меня даже замуж звали. Я неделю отвечала на сообщения, не спала, не ела, ничего толком не могла понять. Шурин пост нас всех очень сильно поддержал, пошли предложения по заказам, началась фандрайзинговая история. Мы нашли деньги, чтобы докупить оборудование, материалы на несколько месяцев вперед.

До реализации идеи дошло лишь чуть больше года назад, когда я познакомилась с петербургской анимационной студией «Да». Студия работает с детьми-инвалидами, детьми с онкологическими заболеваниями и подопечными интернатов и кризисных детских центров. Сотрудники студии помогли с написанием заявки на президентский грант, а потом каким-то чудом удалось найти помещение на 11-й линии Васильевского острова. Там расположились первые четыре мастерские: керамическая, графическая, швейная и кулинарная. Продукция последней — варенье, шоколадная паста и соленая карамель — пока для своих, но скоро тоже пойдет на продажу: в планах получить соответствующие сертификаты. Вся остальная продукция уже продается.

Когда проект начинался, то на семерых волонтеров приходилось трое особенных мастеров. Мы думали: интересно, когда же это все вырастет во что-то большее? Сейчас в мастерских «Простых вещей» на регулярной основе работают 50 взрослых. В основном они с ментальными особенностями, но команда «Простых вещей» не делит людей по диагнозам. Для нас диагноз — это просто информация о человеке. Как, например, если какой-то человек просто не ест рис.
ДАРЬЯ ХАРД
ВЛАДЕЛИЦА И СОЗДАТЕЛЬНИЦА «ЖЕСТКОГО» КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА BDSM ENGLISH

У меня был ученик, который везде меня рекламировал, но сам домашнего задания не делал. Получалось, он всем меня расхваливает, а языка не знает. Тогда я ему сказала: «Пропустите домашнее задание — штраф 30 тысяч». Он удивился, но согласился. На следующий день позвонил мне со словами: «Я кое-что понял! Это „БДСМ-английский“! Вам его так и надо назвать». Я сначала посмеялась, но потом название решили оставить. Так на курсе появились тарифы: «Раб» — самый бюджетный, «Слуга» — средний и «Господин» — самый дорогой.

«Жесткий курс английского BDSM English» рассчитан на 30 дней. Идея такая: вы заходите на закрытую платформу, получаете домашнее задание, и у вас есть сутки на его выполнение. Довольно стрессовые условия для учеников: если задание выполнить не успеваете — вылетаете. Хотите вернуться в игру и сдать задание с опозданием — доплачиваете 500 рублей. Хотите пропустить день — доплачиваете 1000. На такой жесткий формат со штрафами я перешла, потому что поняла: по обыкновенной методике учить неэффективно, слишком многие «сливаются». Мы можем получить результат, только если у человека есть привычка заниматься языком, а мы знаем, что на ее формирование нам нужно не меньше 21 дня.

Самые смешные реакции бывают у людей, которые уже находятся на курсе, но не поняли, что им надо делать. Большинство людей, оплачивающих курс, находятся в довольно расслабленном состоянии. А тут мы пишем: «У вас дедлайны, ровно сутки на выполнение задания». И все начинают сильно волноваться: «О господи, что же делать, я же раб!» А однажды на одной очень серьезной конференции, где были сотни человек, ко мне бросилась одна из организаторов со словами: «Дарья, я ваш раб!» Иногда меня на улице узнают, говорят: «Я решил позволить себе больше и быть слугой!» или «Я решил идти до конца и быть рабом».

С точки зрения методологии система наказаний работает на 100%. Люди, выполняющие задания с дедлайнами и без них — это небо и земля. Ведь что отличает действительно успешных людей? Они не тормозят и действуют. Наши ученики понимают: нельзя устать и бросить, вышел из игры — деньги не возвращаются.

Кнут точно эффективнее пряника. Мне кажется, дело в русской ментальности, вот почему нашу шутку про БДСМ иностранец не поймет. Мы сами по себе не такие трудолюбивые, как какие-нибудь норвежцы, которые работают четко и по расписанию. Мы любим правила нарушать, и только строгостью можно добиться результата.
МАРИЯ ГЕЛЬМАН
СОЗДАТЕЛЬНИЦА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА БЕРЕЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ «ТЕПЕРЬ ТАК»

Моя история в проекте началась с того, что я завела телеграм-канал «Муки осознанного выбора», где в формате дневниковых записей делилась своим опытом, как внедряю практики осознанного потребления в свою жизнь. Спустя полгода я модерировала паблик-ток на тему бережного гардероба. Там меня заметила Катя Колчанова, создательница интернет-магазина натуральных товаров российских марок «Осока высокая». Она познакомила меня с Антоном Ногиновым, управляющим агентством Gravity, которое помогает потребителям и ответственному бизнесу ориентироваться в сфере бережного потребления. Втроем мы начали обсуждать идею о том, как круто было бы сделать курс, в котором люди каждую неделю получают урок с разными советами, идеями, домашним заданием, как внедрять бережные практики в свою жизнь.

Мы создали сайт tepertak.ru, с которого можно подписаться на рассылку. В проекте шесть модулей: «Мусор», «Дом», «Праздники», «Гардероб», «Путешествия», «Офис». Каждую неделю вам приходит письмо, в котором мы делимся информацией по бережному потреблению, лайфхаками и вдохновением. В конце письма — небольшое домашнее задание, например, найти на сайте recyclemap.ru пункты раздельного приема мусора в вашем городе.

Помимо основных шести тем у нас есть спецкурс про маркировку товаров. На него можно записаться параллельно с большим курсом, тогда на неделе вы будете получать по письму от каждого. Зачем нужен такой узконаправленный курс? Для того, чтобы развивать свою экологическую грамотность, с умом выбирать товары и правильно сдавать их в переработку.

Принцип рассылки был выбран не случайно. Он адресный, и помогает человеку контролировать поток информации. Каждое письмо равно одной привычке, которая будет воспитываться у человека. Таким образом, он медленно, но верно трансформируется в сторону бережного потребления.

Пока наши подписчики в основном из Москвы и Питера. Но, конечно, мы планируем выходить на регионы. Уже есть случаи, когда ребята запускают клубы бережного потребления в своих городах. Так и пишут: «Начали читать вашу рассылку и тоже решили объединять людей по этому принципу». Например, в Перми две подруги создали экосообщество и проводят мероприятия, привлекая жителей своего города. Круто, что «Теперь так» из просто рассылки превращается в активное движение.

ОЛЬГА ШИШКИНА
CEO CONTROFORMA.SCHOOL

Controforma – это школа для дизайнеров, иллюстраторов, фотографов, арт- и креативных директоров. Кроме онлайн-школы у нас есть формат кампусов – это выездные недельные курсы, посвященные прокачке в разных направлениях от прикладных инструментов до расширения творческого кругозора. Мы начинали оффлайн-программы с коротких курсов выходного дня, а два с половиной года назад моя знакомая из Таллина предложила организовать совместный курс там. Мне этот формат понравился: когда ты куда-то выезжаешь, больше концентрируешься на работе. Новая среда погружает тебя в такие обстоятельства, где ты начинаешь мыслить иначе. Путешествия – та тема, которая трогает любого человека, а формат учебы в путешествиях практически никого не оставляет равнодушным.

Мне хочется, чтобы образовательные кампусы были не просто тусовкой, а чтобы участники ощутили пользу и изменения. Это не про навыки – научиться рисовать или обрабатывать фотографии, тут, скорее, речь о мировоззренческих сдвигах. Моя глобальная задача – сделать так, чтобы участники по максимуму обменивались опытом и не чувствовали границ – ни профессиональных, ни коммуникационных. Мы живем в глобальном мире, и мне хочется, чтобы у творческих людей было как можно меньше барьеров для создания совместных проектов и больше универсального понимания проблем, с которыми сталкиваются люди во всем мире, на любом уровне – начиная от бытовых и заканчивая глобальными, коммуникационными. Очень важно понимание, что ты говоришь с миром на одном языке.

Мы проводили кампусы в Сеуле, Тбилиси, Ереване, Барселоне, Флоренции, Нью-Йорке, Порто и многих других городах. Как мы выбираем место? Оно должно быть вдохновляющим и быть релевантно теме курса, с которым мы приезжаем.

А ещё у меня есть желание возить людей туда, куда для них поездка неочевидна, например, в Бейрут или Ереван. В прошлом году мы проводили кампус по каллиграфии в Армении, и все участники были там впервые. В итоге страна так всем понравилась, что одна девушка переехала туда жить, а часть студентов ездят туда регулярно.

Формат кампуса, где 12-15 незнакомых людей на протяжении недели живут друг с другом бок о бок, может показаться дискомфортным, но это и есть челлендж по выходу из зоны комфорта. Часто к нам приезжают интровертные люди, но потом, к моему удивлению, они снова участвуют в кампусах.

На курсе в Нью-Йорке, например, у нас был день, посвященный жителям города. Каждый участник вытягивал случайный конверт с названием кофейни. Нужно было пойти в эту кофейню, обратиться к любому человеку и взять у него интервью о его любимом месте в городе. Потом поехать в эту локацию и снять про нее небольшой фильм, в котором будет звучать история человека об этом месте. Многие говорили, что этот день был самым сложным, трудно переступить через барьер и подойти к незнакомому человеку, но как только человек давал согласие, сразу становилось легко. Это доказывает, что барьеры только у нас в голове.

В Controforma нет иерархии «ученик- учитель». Мне кажется, это даже не тренд, а ситуация текущего дня. Почему традиционная школа не работает? Потому что в школе ты приходишь на занятия, слушаешь педагога, стоящего в позиции авторитета. У ученика формируется страх, что он ответит неправильно, сморозит глупость. Вырастая, мы часто боимся высказывать свое мнение вслух. На кампусах мы создаем среду, где все обмениваются опытом и каждому участнику есть что сказать.

Чем нестандартнее будет это высказывание, тем лучше. Всегда интересно наблюдать, как 10 человек по-разному делают одно и то же задание, какой разный у людей взгляд на мир вокруг, какие необычные методы они используют для решения задачи.