Текст: Владислав Абраменко
Как живут саратовские театры на карантине
Что происходило в них за месяцы самоизоляции, когда заканчивается сезон и почему театр невозможно перенести в ZOOM
2020 год полон удивлений. Приятных или неприятных – это уже другой вопрос. Важно то, что пандемия полностью перевернула нашу повседневную жизнь. Еще недавно мы и подумать не могли, что окажемся запертыми в четырех стенах собственного дома. Коронавирус внёс коррективы во все сферы общественной жизни. Не обошел он и театры. Нет, они не закрылись, они начали жить дистанционно. В такой ситуации стоит обратить внимание на онлайн-проекты.
На официальных сайтах саратовских театров (ТЮЗа имени Ю. П. Киселева, театра драмы имени И. А. Слонова, академического театра оперы и балета) предоставлен открытый доступ к архивным спектаклям. Посмотреть их может любой желающий. Записи более чем 10-летней давности до сих пор привлекают ценителей сцены. Неподдельный зрительский интерес вызывает репертуар 2000-х: изменившиеся актеры, их роли, возможно, игра и подача.

А артистам приятно поностальгировать за просмотром старых спектаклей: «Очень хороший материал, интересно смотреть на себя со стороны. Видеть, каким ты был 10, 15 лет назад, – говорит Александр Каспаров, актёр академического театра драмы имени И. А. Слонова. – Эти спектакли не устарели, они и сейчас имеют определенную эстетическую ценность».

Однако это не все, что приготовили театры для зрителя на время самоизоляции. Как сообщает Александр Каспаров, Министерство культуры «рекомендовало театрам принять участие в своеобразном флешмобе. Взять одно стихотворное о России и рассказать его всей труппой по частям, то есть один артист начинает, второй продолжает, третий поддерживает, и все выставляют кусочки в собственном исполнении на страницах социальных сетей под одним и тем же хэштэгом».
Интересно смотреть на себя со стороны.
Видеть, каким ты был 10, 15 лет назад
Театр оперы и балета 31 мая провел концерт, посвященный Дню Победы: «Запись производилась в присутствии концертмейстера, с роялем. В театр приглашались артисты. По одному человеку, с соблюдением всех санитарных предписаний. Они приезжали, мы их записывали – в один день одного человека. Позже мы все смонтировали в цельный концерт», – сообщает администратор театра оперы и балета Алексей Поленов. Это очередное подтверждение того, что во время карантина театр продолжает жить.

Концерты, марафоны, флешмобы... Они, конечно, привлекательны и интересны, но не способны заменить то искусство, к которому привык зритель и артист на сцене. Актер и режиссер ТЮЗа имени Ю. П. Киселева Артем Кузин отмечает: «Теоретически театральная жизнь в том понимании, в котором она шла до карантина, просто остановилась». В сложившейся ситуации зрителя беспокоит один главный вопрос: возможен ли в будущем окончательный переход театра в онлайн-режим? По мнению специалистов, такой формат искажает восприятие театрального действия. Актер живет на сцене, выступает перед живым залом. «Глядя в камеру, он не увидит улыбок, восхищенных или задумчивых глаз зрителя, – продолжает Артем Кузин. – Вместо этого лишь одна точка и движущиеся под звук фокусировки линзы. Это превращает театр в телевидение, радио, радиотеатр, это другой формат». Той же позиции придерживается Алексей Поленов: «Мы все-таки академический театр, исполнители которого – это профессиональные оперные голоса и артисты балета, обладающие высокой техникой, ее сложно продемонстрировать в формате zoom-конференции».
Театральная жизнь в том понимании, в котором она шла до карантина, просто остановилась
Ко всему сказанному остается добавить, что 8 июня заканчивается очередной театральный сезон. Актеры уходят в отпуск, за которым традиционно следует рабочий июль. Сценография, костюмы, голоса, свет, игра, взгляды с разных уголков зала – возвращения всего этого зритель будет ждать уже в новом театральном сезоне, потому что ничто не заменит эмоции от посещения театра и возможности увидеть любимый спектакль вживую.