ЛЕОНИД БАРАЦ: ПОКА МЫ ИДЕМ ЗА СОБОЙ, А НЕ ЗА ПУБЛИКОЙ

Текст: Кирилл Захаров
В минувшую субботу кинотеатр «Синема парк» в «Триумф Молл» представил специальный показ комедии «О чем говорят мужчины. Продолжение», который предваряла автограф-сессия со сценаристом и исполнителем одной из главных ролей — актером «Квартета И» Леонидом Барацем. Наш корреспондент встретился с артистом после того, как он вышел из зрительного зала, где внимательно наблюдал за реакцией аудитории.
— Финальный титр вашего нового фильма советует быть счастливым при любой возможности. Вам самому это удается?
— Я стараюсь, особенно в последнее время, замечать и фиксировать счастливые моменты. А они иногда приходят как-то так… Бамц, и всё! Раньше в этом была какая-то закономерность — в детстве, в юности. Я понимал, что нужно сделать, чтобы через какое-то время быть счастливым. А сейчас… не знаю, очевидно, организм то ли стареет, то ли взрослеет. Нагнулся завязывать шнурки, фигак!.. чувствую, счастлив! И вот если чувствуешь в эту секунду, что счастлив, то так и стой в этой позе! Замри!
— Синдром непроизвольного счастья?
— Совершенно верно! Когда мы приближали и хотели счастья — в общежитии, когда мы пробивались, оно как раз и было, мы просто его не замечали. А сейчас стараюсь замечать и фиксировать те моменты, когда оно наступает.
— Гришаева, Виторган, Никоненко… есть отечественный актер, про которого вы жалеете, что он не стал вашим сценическим партнером?
— Масса хороших актеров. Огромный ряд людей. Это драматургия у нас средненькая, а с актерской школой все хорошо, так что этот ряд можно длить и длить. Вы, кстати, еще не назвали Меньшова. Меньшов, кстати, приходил к нам сам когда-то давно и предлагал сделать «День выборов». Ходил на спектакли, искал какой-то материал для своего кино, но так сложилось, что сняли мы с Олегом Фоминым. И мы очень благодарны ему, хотя сначала, как я говорил, показалось, что можно было сделать лучше. Дальше первые два фильма серии «О чем говорят мужчины» мы снимали с Димой Дьяченко.
— А почему фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение» был снят с другим режиссером?
- Дима пришел к нам и сказал, что хочет попробовать себя в роли главного человека на проекте. Потому что в любом случае, когда он снимает с «Квартетом И», это фильмы «Квартета И», где режиссер — Дмитрий Дьяченко. А дальше он стал делать фильмы, которые были уже «фильмами Дмитрия Дьяченко». И он добился серьезных успехов.

Мы вместе росли, мы когда-то вместе занимались какой-то дурной коммерцией, когда жили впроголодь. Мы его попросили снять нас, и он начал снимать. У нас спектакли построены не только на сценическом действии, но и на использовании экрана. Он снимал нам эпизоды для спектаклей, а дальше мы вместе выпустили «День радио», и понеслось. А теперь он просто ушел в отдельное свое плаванье.
— Вы упомянули о том, что жили впроголодь. Я обратил внимание, что в линейке «О чем говорят мужчины» ваши герои, за редким исключением, не испытывают материальных проблем. Вы намеренно убрали из мужских разговоров тему «где бы взять денег»?
— Вы знаете, даже когда у нас денег было немного, мы производили впечатление успешных людей. И мне это очень нравится. Есть в этом какой-то замах. Не было ощущения от нас, что мы бедненькие, несчастненькие, скромненькие. Не знаю, почему так у нас сложилось. Деньги — это же эквивалент твоего труда, успеха. Не всегда это корректный эквивалент, но нам хотелось быть и богатыми, и успешными, и постепенно — очень постепенно — это получилось.
— Во второй части вы выстроили всё вокруг одной сюжетной линии, а в третьей снова вернулись к свободной форме разговоров. Это коммерчески выгоднее?
— Вы знаете, мы поняли, что в этой форме сюжет даже иногда мешает. И это изначально конструктивная проблема этой формы. Я думаю, что нам нужно поставить либо точку, либо очень-очень большую запятую с этой линейкой фильмов, потому что мы постепенно учимся. Мы набили руку на драматургии, которую с удовольствием используем в театре. Эти диалоги никуда от нас не уйдут, но, приложенные к определённым ситуациям и сюжетным поворотам, они будут объёмнее и интереснее. Другое дело, темы становятся сложнее, и будут ли наши новые вещи иметь такой же коммерческий успех, как имеют «Разговоры…» — не знаю. Пока мы идём за собой, а не за публикой. Может быть, если прижмёт, начнём целиться в аудиторию.