Текст: Мария Карманова • Фото из личного архива Андрея Табоякова

Люби Родину, люби семью

Бизнесмен и ресторатор Андрей Табояков о путешествиях по России
У каждого, кто учился в советской/российской школе, навсегда отложилась одна мысль — наша страна огромна и разнообразна, богата природой и людьми, а чтобы объехать ее всю, придется сильно постараться. И только когда на практике начинаешь путешествовать по стране, узнаешь, что скрывается за каждым из этих слов, и как школьные история и география причудливо переплетаются в каждом отдельном уголке страны и создают разные, непохожие друг на друга миры. Бизнесмен и ресторатор Андрей Табояков уже не первый год путешествует по России и открывает эти миры.
Мы каждый год с друзьями выбираем новую точку на карте и отправляемся в экспедицию. Поездка в Туву в 2016-м была нашей девятой вылазкой. Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров, Сахалин, Байкал, Карское море, Хабаровский край — много где побывали. Куда-то ездили семейным составом с женами и детьми. Но в последнее время собираемся чисто мужской компанией. После того как на сплаве под Хабаровском перевернулись и порвали резиновую лодку, утопили кучу вещей и чудом спаслись, пришло понимание опасности и непредсказуемости этих поездок. Поэтому мы переориентировались и нашли новый интерес — общение с коренным населением. Например, на Карском море встречались с ненцами, и это было путешествием в другую реальность. После такого по-новому смотришь на свою — не так уж у нас все плохо.

В этот раз очень хотели попасть в нетронутую тайгу — истоки Енисея в Туве. За полгода начали переговоры, нашли проводника, который должен бы отвести нас в деревню к старообрядцам. Но за несколько дней до поездки он перестал выходить на связь. Мы с друзьями сомневались, не отменить ли поездку. Но все-таки приняли решение лететь. Коллектив у нас большой, мы нашли знакомого в Абакане, который вызвался нас встретить в Кызыле. Он забронировал для нас гостиницу под Кызылом — настоящие юрты в степи, и уже в гостинице от хозяйки мы узнали, что наш изначальный проводник — человек ненадежный и попросту запил, а лодка его не так давно сгорела.

Но обстоятельства сложились наилучшим для нас образом. Наш приятель из Абакана дозвонился знакомым староверам и договорился, чтобы они стали нашими проводниками. Из Кызыла мы отправились за 130 километров до села Эржей, неподалеку расположена еще одна старообрядческая деревня — Сизим. Когда мы в первый раз увидели своих проводников — сразу прониклись к ним доверием. Трое бородатых дядек — натуральные ZZ Top. В итоге на тот приток Енисея, где ловится таймень, мы не попали, но зато увидели мир старообрядческих деревень и познакомились с удивительными людьми.

После 130 километров по суше мы поднимались вверх по реке на трех лодках еще 170 километров. Своенравная, быстрая, порожистая — на этой реке люди гибли не раз. Пока мы шли вверх, наши проводники трижды высаживали нас в самых сложных местах. К вечеру первого дня мы остановились на ночлег на полпути — в доме у сестры одного из новых знакомых. Я не до конца понял эти отличия, но то, что эта семья живет не в деревне, говорит о более серьезном их духовном статусе. Вдали даже от своих они гораздо больше общаются с богом и с природой.
В старообрядческих семьях царит патриархат. В доме, где мы были, живет одна семья: глава семьи — тятя, как они говорят, его отец, жена и дети. Мужские дела — охота, уход за скотиной, собирательство. Женские обязанности — огород, дом, шитье и кухня. В тот момент, когда мы останавливались на ночлег по пути вверх по реке, в семье старшие ушли за орехами на лошадях, а средний ловил рыбу. На обратном пути мы познакомились уже с другими членами семьи. Хозяйка показала нам дом, иконы и книги — это самые большие ценности в старообрядческих семьях, они остались еще с тех времен, когда «раскольники» по своей воле ушли в тайгу. Единственный человек, к которому старообрядцы плохо относятся по сей день, который живет в их исторической памяти несколько веков, — это патриарх Никон.

Назвать старообрядцев отшельниками сейчас довольно сложно. Мирские ценности они принимают, знают цену деньгам, на их лодках современные японские моторы. Они бывают в Кызыле, ездят за покупками — патроны для ружей, одежда, предметы быта — все это вполне современное. Но на то, чтобы завести смартфон с Интернетом, они должны спросить разрешения «у старших». К «старшим» обращаются и, принимая решение о браке. Они прекрасно понимают опасность кровосмешения, и среди них действует правило: «Жениться нельзя в пятом-шестом поколении родства и в седьмом поколении по духу». Я не сразу понял, что значит родство по духу. Мне объяснили, что оно передается от крестного отца к сыну. Но и обязанности выходить замуж только за единоверцев в этом сообществе нет. Сестра нашего проводника, например, вышла замуж и уехала в Москву. С мужем, который служит в органах, она познакомилась, когда он приезжал на таежную рыбалку.

Участки тайги, на которых можно охотиться, рыбачить и собирать ягоду и орехи, поделены между старообрядческими семьями и передаются из поколения в поколение. Юридически это никак не закреплено, поэтому на участки захаживали и тувинцы. Были даже случаи воровства скота. На вопрос — как же вы с этим боретесь — наши проводники ответили: «Поговорили. Больше не ходят».
Государство просит, чтобы старообрядцы оформляли документы детям. Но чаще всего вопрос о документах здесь встает, когда молодой парень отправляется служить в армию. Этот долг родине здесь считается почетным, на службу идут охотно. Но для государства это проблема, когда новый гражданин обнаруживается в 18−20 лет. Кстати, осведомлены они и о геополитических новостях: нашему Крыму радуются, Путина поддерживают. Откуда они все узнают? Дело в том, что степень ограничений каждый из старообрядцев понимает по-своему. Так, в одной деревне в молельном доме могут собираться и те, у кого дома нет телевизора и Интернета, и те, кто чуть ближе знаком с этими благами цивилизации. А уж там — естественный обмен новостями.

По возвращении я читал и о церковном расколе, и о гонениях на староверов. И самым любопытным фактом для меня оказалось то, что перед революцией до 60% денег, которые хранились в российских банках, принадлежали купцам-старообрядцам. Объясняется это исторически: первой, кто дал старообрядцам послабления, была Екатерина Вторая. Она положила конец гонениям, но запретила им становиться государственными служащими. А раз во взяточничество им дорога была закрыта, то старообрядцы становились купцами. Рябушинские, Морозовы, Демидовы — сильнейшая каста, которая поддерживала каждого единоверца.

Если говорить об общем впечатлении от общения со старообрядцами, то можно коротко сформулировать: нормальные русские люди, которые живут по нормальным правилам. Люби Родину, люби семью, работай с утра до ночи, слушай старших. Это и есть та Россия, которую мы потеряли.