Текст: Юлия Красильникова
Лунная призма,
дай мне силу
Миллениалы по всему миру начали увлекаться астрологией и эзотерикой: они заряжают кристаллы, гадают на картах Таро и следят за движением звезд. Тренд зародился на западе, но постепенно проникает и в Россию. Разбираемся, почему молодые люди внезапно обрели магическое мышление и стали всерьез обращаться к силе Луны.
ПОД ЗНАКОМ ТРЕВОГИ

«Транзит Луны активирует творческие процессы. Смело берись за дела — разбери гардероб, выйди на пробежку, брось курить». Такие персональные консультации мне дает цифровой астролог — американское приложение Co-Star. Благодаря сервису я узнаю, что Луна в Весах виновата в моей нерешительности, а Уран в Козероге заставляет меня бунтовать против сложившихся устоев.

Я верю Co-Star так же, как личностному тесту Майерс-Бриггс, которым пользуются HR-менеджеры, или соционическому тесту, который делит людей на «Достоевских» и «Гамлетов».

Здравый смысл подсказывает, что люди — не персонажи игры Sims, и их характеры уникальны. Но в то же время, когда я читаю о Весах или сенсорно-этических интровертах, я узнаю себя.

Такую точку зрения разделяют многие мои ровесники — миллениалы, которые родились в период с 1981 по 1996 годы. Они следят за астрологическими прог- нозами в приложениях, покупают кристаллы розового кварца, учатся гадать на картах Таро, развивают интуицию на онлайн-курсах и принимают аяуаску — напиток с галлюциногенным эффектом, который употребляют в ходе шаманского ритуала (!).

В то же время миллениалы верят в доказательную медицину, критикуют
антипрививочников, признают факт климатических изменений и проявляют политическую осознанность. Как можно одновременно бороться с загрязнением воздуха и верить, что существуют воздушные знаки Зодиака?

Парадоксально, но астрология и повышенная осведомленность тесно взаимосвязаны. Британские и американские миллениалы чаще, чем представители других поколений, ощущают повышенную тревожность и страдают от депрессии. Если бы в России проводили такие исследования, результаты, вероятно, были бы такими же. Молодые россияне все чаще обращаются к психотерапевтам, принимают антидепрессанты и занимаются духовными исканиями.

На это есть свои причины. Из-за соцсетей мы постоянно включены в рабочий процесс и погружены в непрерывную конкурентную борьбу, что приводит к быстрому выгоранию. Мы с ужасом наблюдаем за политическими процессами и с тревогой следим за новостями о глобальном потеплении. Церковь, семья, рабочий коллектив — привычные сообщества больше не отвечают нашим запросам, так что опору приходится искать за их пределами.

Неудивительно, что в условиях растущей неопределенности люди обращаются к магическим кристаллам и доверяют цифровым астрологам. Ожидание приближающейся катастрофы всегда порождало бум эзотерических практик.

АСТРОМАРКЕТИНГ

Разница только в том, что в 2010-е оккультизм научились красиво «упаковывать». Миллениалы не пойдут к стереотипной гадалке, которая «избавляет от венца безбрачия», и не закажут волшебный амулет у «потомственной ведуньи». Намного приятнее почитать прогнозы в приложении с красивым дизайном или купить чакра-сет из аметиста и хрусталя в популярном магазине.

По данным The New York Times, мировой рынок мистических услуг оценивают в $ 2 млрд. И это только сервисы — сюда не относятся кристаллы, свечи, украше- ния, косметика и тысячи других эзотерических товаров.

Астрологическое приложение Co-Star весной привлекло $ 5 млн от венчурных инвесторов. Гвинет Пэлтроу построила на тяге американок к духовности целую империю. Ее компания Goop продает билеты на мастер-классы за $ 5600, а также торгует поющими чашами и спреями от энергетических вампиров.

На тренд отреагировали и российские интернет-магазины. Например, QUARZ и Atmosphere Home продают минералы причудливых форм и размеров. Цены варьируются от 150 р. до 10 тыс. р. Популярные Instagram-блоги и Telegram- каналы, которые составляют астрологические прогнозы, регулярно размещают рекламные посты, причем от брендов, которые не имеют никакого отношения к эзотерике.

Благодаря грамотному брендированию, мистические товары и услуги превращаются в привлекательный продукт, которым хочется обладать, даже если вы не верите в магическую силу аметистов и благовоний для чистки кармы. Звезды благоприятствуют капитализму, и рынок процветает.
АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОКБАСТЕР

Но визуал — это лишь часть бренда. Современные «магические» стартапы умело работают с контентом и находят правильный язык для общения со своей аудиторией.

Надя Павловская, создательница гороскоп-блога @good.aspects, называет себя «переводчиком с астрологического на современный московский». Неделю до новолуния она называет «космическим ПМС», а персональный прогноз — «Личным астрологическим блокбастером».

«Не хамите, если вас вызвали на допрос в СК. Не ходите на митинги, Луна сегодня может разозлиться и отмудохать вас за массовые скопления своей космической дубинкой», — пишет в ежедневном гороскопе Оля Осипова. Она ведет Instagram-блог «Ретроградный Меркурий» (@retrogradnymercury), который собрал уже 60 тыс. подписчиков.

«Всем немного надоели рыжеволосые женщины в огромных бусах, которые непонятным языком рассказывают про людей с куспидом в Козероге, поэтому все прибегают к более понятному и привычному языку», — отмечает Оля Осипова.

В Instagram можно отыскать сотни блогов, которые делают мемы со знаками Зодиака. Авторы шутят над педантичностью Дев и изощренностью Скорпионов.

Многие миллениалы действительно относятся к астрологии с иронией и делятся картинками как бы в шутку. Они с ужасом пишут о наступлении ретроградного Меркурия, но не собираются в этот период отказываться от смелых решений и поступков.

Впрочем, бывают и исключения. Как поясняет создательница блога «Ретроградный Меркурий», подписчики только прикрываются сарказмом. «Те, кто в публичном пространстве делают вид, что следят за мной, потому что я забавно пишу, в личных сообщениях чаще всего спрашивают, не против ли Луна, если они сегодня сгоняют на свидание. Многие из тех, кто поначалу не верили и только из любопытства сверялись с прогнозами, стали адептами „Ретроградного Меркурия“ и без моих утренних инструкций уже выживают с трудом», — признает Осипова.

ПОКОЛЕНИЕ «ЯЯЯ»

Еще одно объяснение растущей популярности астрологии и эзотерики — это сосредоточенность молодых людей на себе. Миллениалов называют поколением «ЯЯЯ». Они часто занимаются самопознанием, которое граничит с самокопанием. Неудивительно, что многим нравится получать индивидуальный прогноз на каждый день, пусть даже советы будут абстрактными. В этих условиях виртуальный астролог или расклад Таро заменяет коуча и психолога, которого не всякий может себе позволить.

Часто оккультные практики помогают разобраться в себе. «Я проживаю непростой переходный период, из-за чего мне бывает сложно осознавать свои эмоции и мысли. Таро помогает мне сделать именно это», — рассказывает бывший главред Look At Me Рита Попова в интервью журналу Wonderzine.

Проблемы с общением, нехватка друзей и отсутствие партнера заставляют миллениалов искать поддержки в интернете. А что может быть более интимным, чем личный совет, подобранный специально для тебя? На этом и спекулируют многие стартапы. «Мы не осуждаем. Мы понимаем», — пишут создатели Co-Star. А понимания сегодня ищут все — не только миллениалы.