Текст: Анастасия Бочкарева

Магия потребления

Поп-арт за час - образовательный проект от ГЦСИ продолжается
Саратовский филиал ГЦСИ запустил курс лекций по современному искусству. Если вы хотите научиться отличать поп-арт от апт-арта и гиперреализм от гиперманьеризма — следите за анонсами в наших соцсетях. А пока делимся кратким содержанием вчерашней лекции.
«Любое искусство вписано в определенный культурный контекст и является реакцией на общественные изменения». Так начала свою лекцию о поп-арте и его непосредственной связи с эпохой массового производства Дарья Кумакова. Зародившийся в 1950-х годах прошлого столетия в Великобритании, новый вид искусства стал своеобразным откликом на вызов времени — демократизацию и информатизацию общества. Первый теоретик поп-арта — английский критик и литератор Лоуренс Эллоувей — видел причины его появления в демифологизации таких понятий как «гениальность» (творца, транслирующего в произведении нечто высокое и духовное) и «аура» (ощущение того, что ты не можешь к этому произведению приблизиться). Ведь в 20-м веке многие произведения уходят в тираж. Даже сама Мона Лиза превращается в тему для открыток. Мировые шедевры перестают быть достоянием отдельных музеев и галерей, следовательно — дистанция до них сокращается. И это не могло не повлиять на характер культуры.

Художники в то время работали на противопоставлениях: высокого и низкого, изящного и коммерческого, абстрактного и изобразительного искусства. Питер Блейк с его известными коллажами из 16 квадратов-картинок, Ричард Гамильтон с его знаменитым произведением «Что делает наши дома такими разными, такими привлекательными» и многие другие авторы брали предметы из реальности (модный магнитофон, прожекторы кинотеатра, кетчуп, бутылка газировки и др.) и соединяли их в одном изображении. Так они показывали всю абсурдность стандартизированной реальности.

Следующая лекция пройдет уже после дня всех влюбленных. Ждите новостей!