Текст: Анна Федорова

Путь к себе

Как решиться на одиночное велопутешествие длиной в 5000 километров
Прошлым летом саратовский спасатель Александр Домбровский побывал на Байкале. Так себе новость, если не знать, что путь от Саратова до Иркутска он проделал на велосипеде. Как решиться на одиночное велопутешествие длиной в 5000 километров, Александр рассказал в интервью World Club.

— Как к тебе пришло решение поехать на Байкал на велосипеде?
— Это случилось осенью, во время первого велопутешествия на море. Мне в голову пришла дурная идея: «Так ведь можно и до Байкала доехать!». Следующая мысль была: «Зачем я об этом подумал? Ведь я загораюсь от всякой фигни!». Так и случилось, спонтанная идея переросла в действие. Собрался за пару месяцев, 30 мая 2017-го уже выехал на Байкал.
— Почему ты выбрал формат одиночного путешествия?
— У меня очень быстрая манера езды, я много времени провожу на велосипеде. Старался ехать 200−260 километров в день в специфических условиях перепада высот. Где еще найдешь таких сумасшедших?
— Ехать больше 200 километров каждый день в течение месяца тяжело. Расскажи о своей подготовке.
— Эта поездка была и проверкой, и заявлением. Я вегетарианец уже 13 лет. Есть мнение, что с такой системой питания огромные, не любительские физические нагрузки невозможны. На деле сложностей никаких не было. Не могу сказать, что я делал что-то специфическое в плане физической подготовки. Я езжу на велосипеде каждый день и помногу. Не меньше 30−35 километров из одной части города в другую. Этой зимой катался мало, не люблю грязь. А обычно круглый год в седле. Другой физической активности у меня тоже достаточно. Я преподаю боевые искусства, занимаюсь акробатикой, кроссфитом, спасательским спортом. У меня своя система тренировок, и мне было интересно проверить ее в условиях экстремальной нагрузки. По результатам путешествия могу сказать: все получилось неплохо. 5 000 км дались довольно спокойно.
— В каком графике ты ехал?
— Моя средняя скорость движения — 20 км/ч. Но давай уточним, для меня это был не тренинг, а путешествие. Многие говорили, что при таких «конских» пробегах я ничего не увижу, но я все успевал. Двигаясь на велосипеде, ты захватываешь в 10 раз больше, чем тот, кто идет пешком или едет на машине. Когда преодолеваешь большое расстояние, тебе становятся понятны топографические и географические нюансы. Ты едешь и понимаешь, как начинает волноваться земля, как и где начинаются речушки. Ты все узнаешь из живого опыта, планета становится понятнее.

Я просыпался в шесть утра, самое позднее в семь. После пробуждения ехал километров 40−50 до ближайшей точки, где можно позавтракать. Потом опять ехал до обеда, часов до двух-трех, вечером была одна остановка на чай, потом до сумерек снова катился.
— Эти 5 000 километров в тебе что-то изменили?
— Я вижу смысл в путешествиях исключительно в рамках трансформации. В этот раз я в свое сознание прописал одну идею — любое действие достигается непрерывностью усилий. Мое путешествие называлось веловызов, во время которого психологическое состояние очень меняется. То тебе кажется, что ты все делаешь зря, то нет, но непрерывность усилий приводит к результатам.

Мы же сейчас привыкли к краткосрочным целям. Весь мир заточен на быстрый результат. А таких дел, где конечная точка от тебя далеко, где ты продолжаешь и продолжаешь, устал — продолжаешь, не хочешь — продолжаешь, сейчас мало. Сама включенность в процесс приводит к результату, который в начале пути казался нереальным.
— Сейчас одиночные путешествия — новый тренд. Повлияло ли на тебя то, что ты едешь один?
— Такого рода путешествия — это не одиночество. У меня был блог, чат. Внешний мир существовал вокруг меня. Люди, события, ситуации, истории. Ты, конечно, находишься в другом состоянии, наружу выходят разные стороны характера: и хорошие, и плохие — тут уже кто во что горазд. Но это расширяющий опыт.
— Можешь сказать: «Теперь я путешествую только так!»?
— Нет, конечно. Но велопутешествия не оставлю, это мой путь сердца. ВЕлик мне нравится как средство передвижения. Ему не нужно топливо, кроме человеческой энергии, на нем вообще можно планету объехать. На скейте, на сноуборде, на роликах не объедешь. Велосипед — полноценный транспорт, он мне в этом смысле очень импонирует.
— Куда теперь планируешь отправиться?
— Это будет маршрут в 23 000 километров. Я собираюсь проехать всю Европу, начиная с Норвегии, с захватом северной Африки (через Гибралтар перебраться на Аппенинский полуостров) и проехать еще через Грузию, Турцию. Я собираюсь везти с собой профессионального оператора и делать это не в формате блога, а в формате передачи о велопутешествиях вообще. Сделать полезный контент и показать его на телевидении или YouTube-канале.
— А как же твоя работа?
— Возьму отпуск за свой счет. У нас это возможно. Вообще, мое хобби и работа идут параллельно. У меня пока получается связать несколько веревочек в один канат. Я люблю свое дело, но буду думать о выборе, когда придет момент. Моя работа — чистое служение. У меня нет желания уйти, служба спасения — идеальное место для тех, кому физические способности позволяют помогать людям.
— Почему человеку важно двигаться?
— А всем ли важно двигаться? (смеется). Движение — термин, у которого значений много. Движение — это жизнь. Банальное выражение может быть не таким банальным, если к нему присмотреться. Например, наше тело — беспрерывный процесс движения.

Движение может быть и иллюзией действия, чтобы не чувствовать себя мертвым. Вы можете двигаться для достижения целей, для приближения событий или встреч, можете двигаться, чтобы уйти от чего-то, чтобы не присутствовать в чем-то. Человеческому уму вообще сложно находиться в одном состоянии длительное время.

Если говорить о моих путешествиях с точки зрения движения, то это возможность прикоснуться к себе. Большая часть всего, что я делаю, — это система, позволяющая понять, кто я. Выход за грани, во всех смыслах этого слова, дает возможность соприкоснуться с собой настоящим. Это может быть что-то новое, куда ещё не заходили твои мысли и сознание. И не зашли бы, возможно, не погрузись ты в эти переживания. Это все про «быть здесь и сейчас», быть настоящим. Когда ты сам создаешь свою карту мира, она утихомиривает мысли, делает тебя осознанным, делает все вокруг настоящим. И тебя. Это ценно и достойно того, чтобы проехать и 5000, и 10 000, и 20 000 километров.