Текст: Денис Афанасьев
10 ЗОЛОТЫХ
Топ фильмов-обладателей Золотой пальмовой ветви
в XXI веке
С 6 по 17 июля набережная Круазет вновь заполнится кинематографистами со всего мира, журналистами и прочими неравнодушными. Причина тому – 74-й международный Каннский кинофестиваль. Программа этого года включает фильмы аж за два года. По понятным причинам в прошлом году фестиваль так и не состоялся, и многие картины держали целый год специально, чтобы они были показаны именно здесь – на главном и самом престижном мировом фестивале кино.
Среди конкурсных фильмов этого года новые работы Пола Верховена, Уэса Андерсона, Леоса Каракса, Франсуа Озона, Жака Одиара, Шона Пенна, Нанни Моретти, Асгара Фархади и, что особенно приятно, Кирилла Серебренникова. Пока у нас нет итогов жюри, которое возглавляет американский режиссер Спайк Ли, мы попросили Дениса Афанасьева – редактора Нижне-Волжской студии кинохроники («Дом кино»), координатора международного кинофестиваля «Саратовские страдания» составить для World Club своеобразный топ из 10 фильмов-обладателей главного приза – Золотой пальмовой ветви – в XXI веке.
При составлении десятки мы учитывали сразу несколько критериев: рейтинги профессиональных кинопорталов (IMDB, Rotten Tomatoes, Metacritic, Кинопоиск), международные кассовые сборы, а также наличие у фильма других призов – премий «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и других
10. «КЛАСС»
(Франция, 2008, Лоран Канте)
Адаптация романа «Между стен» французского писателя Франсуа Бегодо, который также выступил автором сценария фильма и исполнил в нем главную роль – учителя. Один учебный год в школе для трудных подростков. Молодых непрофессиональных актеров набрали в неблагополучном районе, чтобы они в течение года проживали перед камерой жизнь таких же, как они учеников с неблагополучной судьбой.

Фильм представлял Францию на Оскаре, но уступил тогда японской драме «Ушедшие», а вот жюри Канн во главе с Шоном Пенном тогда отдали ему главный приз единогласно.

9. «КВАДРАТ»
(Швеция, 2017, Рубен Эстлунд)
В центре сюжета картины инсталляция «Квадрат», которая реально создана режиссером и существовала в Швеции на самом деле. На главной площади города установлен квадрат, зайдя в который любой может попросить окружающих о сочувствии и помощи, которая ему будет оказана. Разумеется, на деле эта утопия не будет работать. Глаз российского зрителя обязательно зацепит художник-акционист Олега Рогозин в обличии человека-обезьяны, врывающийся на пафосный банкет и вытворяющий там черти что.

Победа фильма на фестивале 2017 года вызвала определенный шок. Критики указывали на то, что для главного приза фильм чересчур радикальный. Это одна из немногих комедий, победивших в Каннах за всю историю фестиваля. После фильм получил шесть призов Европейской киноакадемии (включая награду за лучший фильм года), был номинирован на Оскар и Золотой глобус.

8. «4 МЕСЯЦА, 3 НЕДЕЛИ
И 2 ДНЯ»
(Румыния, 2007, Кристиан Мунджиу)
На первый взгляд бытовая история двух студенток, одна из которых пытается сделать аборт, а вторая всячески ей в этом помогает. На дворе конец 1980-х годов, Румыния живет по режиму Чаушеску, а за эту процедуру можно получить тюремный срок.

Ярчайший представитель новой румынской волны, которая началась в 2005 году с выхода фильма «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую и продолжилась фестивальными хитами, вроде «Хочу свистеть – свищу», «Сьераневада», «Бесконечный футбол» и другими. Первая и на сегодняшний день единственная «Золотая ветвь» румынского кинематографа.

7. «БЕЛАЯ ЛЕНТА»
(Германия, Австрия, Франция, 2009, Михаэль Ханеке)
Черно-белая картина о детях и подростках церковного хора, поддерживаемого деревенским школьным учителем и их семьями в канун первой мировой войны. С какой-то стороны фильм – исследование зарождения фашизма как явления.

Один из двух фильмов выдающегося режиссера в этом списке. Ханеке входит в небольшой список режиссеров, получивших главный приз Канн дважды – наряду с Фрэнсисом Фордом Копполой, Билле Аугустом, Эмиром Кустурицей, Альфом Шебергом, Сехэйем Имамурой, Кеном Лоучем и братьями Дарденнами. Помимо «Золотой ветви» фильм был награжден там же призом международной федерации кинопрессы – ФИПРЕССИ, что бывает нечасто.

6. «МАГАЗИННЫЕ ВОРИШКИ»
(Япония, 2018, Хирокадзу Корээда)
Портрет маргинальной японской семьи, промышляющей различными мелкими преступлениями, вроде кражи товаров из супермаркета.

По словам одного из членов жюри того года, российского режиссера Андрея Звягинцева (который сам, кстати, никогда не уезжает из Канн без какого-либо приза), признание этого фильма лучшим было компромиссным решением в отсутствии единого фаворита. Что отнюдь не умаляет достоинств Корээды, который до этого уже пять раз принимал участие в фестивале. И это, кстати, пятая победа Японии в Каннах.

5. «Я, ДЭНИЕЛЬ БЛЭЙК»
(Великобритания, 2016, Кен Лоуч)
Социальная драма о пожилом человеке, который из-за проблем со здоровьем потерял работу. В процессе получения положенного ему пособия герой сталкивается с бюрократическими препятствиями, в частности в виде полностью автоматизированной процедуры подачи документов. Притом что он сам никогда не имел дело с компьютером.

Стоит отметить, что тогда, в 2016 году, эта награда вызвала немало споров и недовольств среди критиков, которые пророчили победу другим картинам – например, «Тони Эрдманн» Марен Аде или «Патерсону» Джима Джармуша.

Это вторая победа живого классика английского кино. Его фильму 2006 года «Ветер, который качает вереск» не хватило совсем немного баллов для попадания в этот список. Он расположился на виртуальном одиннадцатом месте.

4. «ЖИЗНЬ АДЕЛЬ»
(Франция, Бельгия, 2013, Абделатиф Кешиш)
В основе фильма лежит графический роман Жюли Маро «Синий – самый теплый цвет». История любви двух молодых девушек.

Один из самых скандальных победителей, как минимум этого века. Фильм, противопоказанный ханжам и прочим блюстителям нравственности. Чего стоит только почти десятиминутная откровенная сцена занятия любовью двух главных героинь, которые после выхода фильма стали настоящими звездами и во Франции и далеко за ее пределами. Так, Леа Сейду, среди прочих больших голливудских ролей сыграла в двух последних фильмах бондианы. Интересно, что этот фильм получил две «Золотые пальмовые ветви». Впервые в истории их взяли два актера, точнее актрисы. Ранее эту награду присуждали только режиссерам.

3. «ЛЮБОВЬ»
(Франция, Австрия, Германия, 2012, Михаэль Ханеке)
Трогательная драма о старении двух главных героев. Блистательные работы легендарных артистов – Жана-Луи Треньтиньяна и Эммануэль Ривы. Самая личная картина режиссера, в которой отражены рефлексии на темы любви и смерти еще двух пар – его родителей, а также его самого и его жены.

Самый титулованный фильм режиссера – «Оскар» за лучший иностранный фильм и еще 4 номинации (в том числе за лучший фильм), «Золотой глобус», две премии Британской киноакадемии, пять наград французской премии «Сезар», четыре приза Европейской киноакадемии.

2. «ПАРАЗИТЫ»
(Южная Корея, 2019, Пон Джун-хо)
Две семьи – одни живут в сыром и грязном подвале, другие – в престижном районе в стильном дизайнерском особняке. В какой-то момент первые, словно паразиты, проникают в дом вторых, и жизнь всех героев разворачивается на 360 градусов.

Первый южнокорейский фильм, получивший высшую награду Каннского кинофестиваля. Это произошло в год 100-летия корейского кино. Однако победа в Каннах стала лишь началом триумфального пути картины, который закончился историческим «Оскаром» за лучший фильм года – это единственный неанглоязычный фильм, получивший эту награду. Наверное, нам не хватит этих страниц, чтобы перечислить все рекорды и награды «Паразитов». Отдельно надо отметить, что картина стала самым кассовым южнокорейским фильмом в российском и международном прокатах.


1. «ПИАНИСТ»
(Франция, Польша, Великобритания, Германия, 2002, Роман Полански)
Экранизация мемуаров одного из выдающихся пианистов Польши Владислава Шпильмана на фоне Холокоста. Личная история режиссера, который сам потерял мать в концлагере и жил в краковском гетто.

Фильм собрал больше призов, чем все предыдущие и последующие работы Полански, а среди них, на минуточку, «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Горькая луна», «Девятые врата», «Призрак», «Офицер и шпион» и другие. В послужном списке «Пианиста» три премии «Оскар» (одна из них – исполнителю главной роли Эдриану Броуди, который стал самым молодым лауреатом в этой номинации), 2 премии BAFTA, 7 Сезаров и много-много других. К слову, из всех представленных в нашем рейтинге фильмов, именно у «Пианиста» самая высокая оценка среди российских зрителей на портале Кинопоиск.