Текст: Илона Симонова
Фото: Максим Ветлицкий
МЕДИАЗАВТРАК
Советы от спикеров «Медиазавтрака», которые вам пригодятся, даже если вы не журналист
«Мы не можем изменить прошлое, но можем изменить будущее»
2 сентября в Саратове Концерн «Росэнергоатом» впервые провел «Медиазавтрак: возможное и реальное» при участии Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ). Каждый из четырех приглашенных экспертов поведал свою историю и дал советы, являющиеся ответом на вопрос «Что мы можем сделать сейчас и как с этим быть?»
Андрей Бунбич
Кондитер и автор популярного блога на Дзен «Десертный Бунбич» и «Бунбич»
Тема презентации: «Как сделать самый популярный блок в России про десерты, если ты бездельник»
Андрей Бунбич пришел к профессии кондитера и к блогу не сразу. Его ждал долгий путь от простого хобби до 184,9К подписчиков на платформе Дзен.

Несколько правил успеха, которые актуальны для любого человека, развивающего личный блог:

1. Никакого рерайта
2. Только авторский контент! Это касается не только текста, но и видео, и иллюстраций.
3. Не менее семи публикаций в неделю
4. Не бойтесь начинать что-то новое. Сам Андрей, например, запустил канал на YouTube, снимал влоги и пытался развивать российские соцсети после событий, произошедших в феврале 2022 года.
5. Делегируйте. Даже, на первый взгляд, самые простые задачи. Экономьте время, если это возможно. Можно найти помощников и среди преданных читателей, согласных работать бесплатно.
6. Выжимайте максимум из того контента, что уже есть. На примере Андрея – микростоки, где он выставляет неиспользованные материалы для видео и написание книги.
7. Любите свою аудиторию!

Бонусом от Андрея несколько источников, способных помочь в писательском деле:

1. Курс писательского мастерства от Лайфхакера «Инициал»
2. Курс «Научим писать» от «Сделаем»
3. Книга Владимира Никонова «Магнетические тексты»

Алена Меркурьева
Руководитель коммерческой редакции «Пикабу»
Тема презентации: «Как я докатилась (буквально) из Калуги до Пикабу»

Как чего-то достичь при диагнозе «несовершенный остеогенез» (или «болезнь хрустального человека») и при отсутствии каких-либо перспектив для инвалида в провинции? – этим вопросом задается Алена Меркурьева.

Важные напоминания от человека, который даже будучи прикованным к коляске, смог многого достичь:

1. Интернет решал, решает и будет решать. С ним все возможно. Наглядный пример: на вопрос преподавателя «А как ты будешь работать журналистом на коляске?» Алена ответила просто и понятно «Можно ведь работать онлайн, брать интервью по скайпу!». Сейчас это особенно актуально. Походы из офиса в офис сменились жизнью от звонка одного клиента до звонка другого.
2. Любая работа может дать неожиданный буст. Неизвестно, в каком месте вам повезет. Стажировка, подработка – пробуйте новое и разное.
3. Fake it till you make it. Переводим: если вы сомневаетесь, что не дотягивает до какой-то работы, то берите выше планку. Научитесь в процессе.
4. Лучше попробовать и облажаться, чем не попробовать вообще
5. Нетворкинг работает даже онлайн. Знакомства были и будут важны. Заранее хорошо зарекомендуйте себя. Это поможет вам в поиске работы или в продвижении по карьерной лестнице.
Никита Лихачев
С 2019 работает в коммуникациях VK, до этого – сооснователь и главный редактор TJournal. Ведет канал «Радиорубка Лихачева». Тема презентации: «Поезд хайпа прибыл на конечную станцию»
Природа популярности менялась в течение нескольких лет. Сначала ТВ, затем компьютер и, в конце концов, все перебралось в смартфоны. Количество подписчиков уже перестало быть гарантией популярности надолго. Рекомендации также ушли на второй план. Сейчас популярность – это уже не набрать подписчиков и не попасть в рекомендации. Это взаимодействие с контентом.

Главные правила популярности – для брендов, блогеров и вообще всех:

1. Нужно постоянно меняться. Нет другого способа оставаться популярным. Простой пример – Morgenshtern.
2. Предпочтения + рекомендации + архив всех когда-либо созданных произведений планеты = будущее контента
3. Есть очень мало времени, чтобы запрыгнуть на «поезд хайпа». Главное успеть сделать это первым, другое место не подходит.
4. Реакции первого порядка – это не лучший вариант. Пошутить у себя в соцсетях или пообещать подарок – банально. Это не выделяет бренд, а наоборот смешивает его с такими же неоригинальными.
5. Мало кому подходит стратегия «быть везде». Необходимо задумываться о том, насколько тот или иной случай подходит вам.
6. Сначала лучше сконцентрироваться на своей аудитории, а потом пытаться захватить чужую
7. Если про вас можно делать контент – наладьте его производство
8. Лучше долго делать контент, постепенно повышая качество, чем один раз хайпануть
Ольга Кашубина
Шеф-редактор медицины в Тинькофф-Журнале
Тема презентации: «Как обьяснить филологу, что такое квантовая неопределённость»

При написании текста – а особенно при написании сложного текста – важно балансировать между тремя понятиями: польза, веселье и интерес. Читатель любит «объяснялки», поэтому если сумеете заставить его чувствовать себя умнее, то можете быть уверены в дальнейшей расположенности к вам.

Семь заповедей для тех, кто хочет написать хороший текст о сложном:

1. Прочтите все, что написали до вас. Как бы обидно это ни звучало, но надо трезво оценивать ситуацию: вы явно не первый, кто задумался над темой, пришедшей вам в голову, поэтому лучше заранее просмотреть все статьи как на русском, так и на английском языках.
2. Совратите читателя. Ваш текст, оформление и название должны кричать «Читай меня!». Всю пользу написанного вами текста лучше собрать в один большой ком и вынести максимально наверх.
3. Зовите экспертов читать и комментировать статьи. Важно быть с ними заодно. Помните, что это вы вторгаетесь в их сферу.
4. Представьте, что это сценарий сериала. Представьте текст в увлекательном формате, создайте небольшую интригу. Например, в виде расследования.
5. С порогом входа ничего не поделать. Если говорить простым языком, то оцените, способны ли читатели вас понять. В случае возможного недопонимания, сразу сообщите о сложности текста и необходимости прочесть дополнительную информацию, чтобы разобраться в базовых терминах.
6. Не усложняйте (если есть возможность не усложнять). Можете сделать краткий итог в конце в виде пунктов, если статья была объемная. Добавить опросы, разбавить таблицами, фактами – все, что захотите и что поможет напомнить о теме.
7. Доказательная база – это очень важно. Указывайте все источники и рассказывайте максимально аргументированно. Если не измените позицию читателя, так хотя бы допустите в его сознании возможность существования другой точки зрения. Информация должна быть такой, чтобы не возникло ощущения, будто вы эту информацию придумали.

Помните, что чем сложнее вы рассказываете, тем выше риск, что вы облажаетесь. А вы скорее всего можете облажаться. Лучше анализируйте удачи. Если нащупали что-то хорошее, остановитесь, задумайтесь, как это получилось.