Текст: Виктория Груздис
Фото автора
«Мы живем в чудесное время, Оля»
Паранормальная трагедия о любви с призраком
8 апреля на сцене Саратовского театра драмы имени И.А. Слонова состоялась премьера спектакля «Мы живем в чудесное время, Оля» по пьесе Юлии Вороновой. Постановка выросла из эскиза, представленного на творческой лаборатории «Видимоневидимо» – тогда «за» нее проголосовало большинство зрителей и экспертов. Драматург доверила театру драмы право первой в России постановки своей пьесы.
Спектакль представлен в необычном жанре паранормальной трагикомедии. Это любовный сюжет, наполненный философским звучанием и мистикой. Она – Оля, которая нашла себе близкого человека в выдуманном мире. Он –призрак-Женя, которому не повезло в жизни, но зато очень повезло после нее. Оба они понимали, что не могут быть вместе. Но что делать, если отпускать не хочется, а сладкая болезнь кажется лучше трезвой действительности?

Действие начинается с приезда главной героини Оли и ее мужа, Саши, в только что купленную квартиру. Друзья, счастливый союз, наполненный нежностью и взаимопониманием, и, казалось бы, полный набор для благополучной жизни. Но вскоре все оборвалось и рассыпалось в прах. Оля стала принимать специальные препараты, которые подействовали на ее психику. Отношения с мужем ухудшились. Это сильно повлияло на эмоциональное состояние девушки – к ней пришло одиночество, отчаяние и боль.
Героиня сильно изменилась, завела новые, не самые лучшие привычки. А потом произошло событие, которое перевернуло всю ее жизнь – дома она неожиданно обнаружила призрака Женю, который когда-то погиб в их с мужем квартире. Пытаясь мыслить рационально, Оля хотела избавиться от нежданного гостя, но напрасно. С каждый днем она все больше привязывалась к умершему, а тот к ней. Вскоре героиня сблизилась с призраком настолько, что остальной мир стал для нее помехой, малозначащим фоном. Отношения Оли и Жени прошли путь от неприязни и отчуждения, до самой что ни на есть настоящей любви, которая становилась все глубже и сильнее.

Большое внимание в спектакле уделяется эмоциональной составляющей характеров героев. Их диалоги – потоки переживаний и рассуждений, которые не просто проговариваются, но и гармонично отражаются в хореографии.

Актеры постановки и ее режиссер Алексей Размахов концентрируют внимание зрителя не на внешних перипетиях, а на нравственно-психологическом конфликте, на чувствах и переживаниях. Поэтому декораций в спектакле почти нет – чтобы ничего не мешало полностью погрузиться в сюжет.
В спектакле сочетается абсурд, реализм и юмор, грустное и веселое идет рука об руку. Это можно назвать своеобразным фундаментом пьесы: печаль компенсируется веселым, а смех служит знаком катастрофы.

Пространство на протяжении картины занимают образы двух главных героев. Остальные пытаются вырвать Олю из невидимого ими мира. Эти попытки сопровождаются авторской музыкальной находкой – рэпом, который гармонично вплетается в повествование.

«Речитатив отвечает за тему современности. Я поняла, что нужно выделить что-то интонационно, какие-то события и моменты. Хотелось сделать пьесу необычной по структуре. Решили добавить такую изюминку», – рассказывает драматург Юлия Воронова.
В спектакле сочетается абсурд, реализм и юмор, грустное и веселое идет рука об руку. Это можно назвать своеобразным фундаментом пьесы: печаль компенсируется веселым, а смех служит знаком катастрофы
Так молодая женщина, робкая и несчастная в душе, полюбила того, кого на самом деле не существует. «Не важно, галлюцинация призрак или нет –для Оли это близкий человек. Пусть Женя странный алкоголик, но он при всем этом романтик, и это, конечно, может оказаться лишь больной фантазией, но пока она длится – героине приятно. Ей не хочется уходить из мира, который стал ей родным».

Тяжело справиться с потоком напряжения и тревожного ожидания, которое с нарастающей силой чувствуешь в наиболее трагичном моменте – финальной сцене спектакля, когда Оля и Женя пытаются докричаться друг до друга. Тогда герои вдруг понимают, что нет больше того странного мира, а связывающие их нити ослабевают. Навстречу приходит прежняя действительность, оставляя лишь воспоминания о том мимолетном счастье. Это было болезненное расставание. «Невозможно жить в мире иллюзий. Надо принимать настоящее. Мы добавили света, она отпускает призрака, тот мир, и прощается с ним», – комментирует Юлия Воронова.
Необходимо осознание того, что надо возвращаться в суровую реальность, какой бы хорошей ни была иллюзия – спектакль «Мы живем в чудесное время, Оля» именно об этом. «Мне кажется, в облаках летать можно, но все-таки мы живем в социуме, значит надо мириться с этим миром, надо быть счастливым и целостным человеком и находиться здесь и сейчас», – считает Алексей Размахов, режиссер-постановщик спектакля.

«Мы живем в чудесное время, Оля» – это история о том, что у всех нас проблемы с реальностью, «у всех свои глюки», но погружаться в выдуманный мир с головой – не выход, ведь впереди неминуемо будет ждать утрата.