THE DOORS В КИНО
25 августа кинопрокатная компания Про:взгляд впервые покажет в российских кинотеатрах культовый байопик Оливера Стоуна о Джиме Моррисоне и легендарной группе The Doors
The Doors впервые покажут в России на широких экранах
с 25 августа 2022 года

Культовый фильм Оливера Стоуна об американском музыканте и поэте Джиме Моррисоне, его легендарной группе The Doors и психоделических шестидесятых. История секс-символа и бунтаря, перевернувшего представление о рок-н-ролле и ставшего иконой целого поколения. Фильм основан на реальных событиях.
The Doors (1991), драма, биография, музыка 18+

Режиссер: трехкратный обладатель Оскара Оливер Стоун («Александр», «Прирожденные убийцы», «Уолл-Стрит», «Взвод», «Сноуден» и др.)

Оператор: Роберт Ричардсон («Прирождённые убийцы», «Убить Билла», «Авиатор», «The Rolling Stones: Да будет свет»)

Сценаристы: Рэндал Джансон («Маска Зорро», «Байки из склепа»), Оливер Стоун («Полуночный экспресс», «Лицо со шрамом», «Александр», «Прирожденные убийцы» и др.)

В ролях: Вэл Килмер («Топ Ган: Мэверик», «Схватка», «Есть мечты – будут и путешествия», «Красавцы» и др.), Мег Райан («Неспящие в Сиэтле», «Город ангелов», «Когда Гарри встретил Салли», «Вам письмо» и др.), обладатель Золотого глобуса Кайл МакЛоклен («Твин Пикс», «Секс в большом городе», «Синий бархат», «С тобой или без тебя», «Хорошая жена» и др.), Фрэнк Уэйли («Резвая», «Дети свинга», «C.S.I. Место преступления», «Доктор Хаус» и др.).

25 августа кинопрокатная компания Про:взгляд впервые покажет в российских кинотеатрах культовый байопик о Джиме Моррисоне и легендарной группе The Doors. Эта финальная отреставрированная версия была представлена на Каннском кинофестивале (Cannes Classic) в 2019 году. Психоделический музыкальный портрет Джима Моррисона, «Короля ящериц», искусно написанный Оливером Стоуном с помощью 25 песен The Doors, прошел первую 4K-реставрацию с использованием технологии Dolby Atmos. Обновленная версия фильма позволит зрителям полностью окунуться в неистовую энергию шестидесятых годов и миф о человеке, чья музыка определила ту эпоху.

«Я хотел, чтобы во время просмотра этого фильма эффект присутствия был такой же сильный, как на концертах The Doors в шестидесятых. Во время многочисленных концертных сцен звук заполняет все пространство зала над аудиторией, позади нее и во всех промежуточных точках. Кроме того, я вырезал трехминутную сцену, которая, по моему мнению, была лишней, и это позволило сделать концовку более мощной», – Оливер Стоун.
Не так уж много исполнителей могут похвастаться столь же противоречивой историей, как Джим Моррисон, фронтмен The Doors. Он был поэтом и чувственным сценическим персонажем, буквально пронизанным первобытной и притягивающей энергией, страдал от зависимости и испытывал слабость к противоположному полу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1991 году Оливер Стоун решил перенести на экран незаурядную жизнь человека, чья музыка определила целую эпоху.

Оливер Стоун использовал музыкальные треки в хронологической последовательности, двигаясь от первого альбома к последнему и используя меняющееся настроение песен Моррисона как некий холст для изображения его истории.
Реставрация
Инициатором 4K-реставрации фильма был Оливер Стоун, он же руководил работами, проводимыми при поддержке «Studiocanal», «Paramount», «Lionsgate» и «L'Immagine Ritrovata».

Оригинальный негатив был отсканирован в 16-битном 4K-формате на фильм-сканере «ARRISCAN» в американской кинолаборатории «Fotokem». Управление реставрационными работами осуществляла итальянская компания «L'Immagine Ritrovata». Оливер Стоун уделил особое внимание восстановлению цветовой гаммы.

Новая фонограмма, создающая подлинный эффект присутствия, была подготовлена с использованием технологии Dolby Atmos® компанией «Formosa Group» (Голливуд) под контролем «Dolby» и звукорежиссеров оригинальной версии картины Лона Бендера и Уайли Стейтмана.
Звучание The Doors
При работе над фильмом The Doors Оливер Стоун поместил музыку в центр всей кинематографической композиции. Он хотел, чтобы концертные сцены несли в себе ту же мощь, что и живые выступления Моррисона с группой. За пять месяцев до начала съемок он начал техническую подготовку музыкального сопровождения.

Стоун пригласил исполнительного музыкального продюсера Бада Карра (который работал со Стоуном со времен «Сальвадора» 1986 г.), продюсера группы The Doors Пола Ротшильда и инженера звукозаписи The Doors Брюса Ботника. Основным материалом стали мастер-ленты с песнями группы, которые планировалось включить в фильм, но без вокальных партий Моррисона, чтобы Вэл Килмер мог записать свой голос поверх музыки. Для разучивания роли Килмер получил фонетическую разбивку исполнительского стиля Моррисона.

У профессионального пианиста с классическим музыкальным образованием Кайла Маклахлена, исполнившего роль клавишника Рэя Манзарека, было преимущество. Он смог выучить все партитуры и легко попадал в звучание мастер-лент. К моменту съемок Фрэнк Уэйли, исполнитель роли гитариста Робби Кригера, более 15 лет играл в своей группе на ударных. Конечно, переход с ударных на гитару это совсем непростая задача, но ему не пришлось справляться с ней в одиночку. Эллиот Рэндал и сам Кригер помогли Уэйли точно изобразить выступление прославленного гитариста.

Кевин Диллон, воплотивший на экране образ барабанщика Джона Денсмора, не мог похвастаться серьезным музыкальным опытом. Стоун отправил его на двухмесячный учебный курс, где Диллон занимался пять дней в неделю, набирая необходимую для съемок форму. Продолжая обучение с Брюсом Гэри из The Knack и Аланом Шварцбергом в течение всего съемочного процесса, он смог достоверно передать стиль Денсмора.

Репетиции полным составом были организованы в Лос-Анджелесе. Группа играла днями напролет, чтобы действительно прочувствовать музыку. На протяжении шести дней Диллон, Маклахлен и Уэйли играли по три трехчасовых репетиционных сета ежедневно. Параллельно Килмер работал над вокальными партиями, присоединяясь к группе во время вечерних сессий.

Более половины попавших в финальную версию фильма вокальных партий и прежде всего использованные в крупных планах исполнены Килмером. Многие музыкальные эксперты признаются, что им очень сложно различить голоса Джима и Вэла.

В результате многие эпизоды были отсняты с живым пением Килмера. В фильме звучат более двадцати пяти песен, включая самые популярные хиты группы: «Riders on the Storm», «People Are Strange», «Love Street», «Indian Summer», «Moonlight Drive», «Break on Through», «Light My Fire», «The Crystal Ship», «Wild Child», «Back Door Man», «When The Music's Over», «The Spy», «You're Lost Little Girl», «Love Me Two Times», «Not to Touch the Earth», «Touch Me», «The Soft Parade», «Roadhouse Blues», «Five To One», «End of the Night», «LA Woman», «Alabama Song», «Strange Days» и «The End».

Кроме того, в фильме использованы три стихотворения, записанные Моррисоном для сольного альбома «An American Prayer»: «The Movie», «Ghost Song» и «The Severed Garden» (Адажио). Музыкальный аккомпанемент для этих стихов музыканты The Doors записали позже, после смерти своего вокалиста.
Как Оливер Стоун снимал The Doors
Последние годы отмечены возрождением жанра байопиков, музыкальных фильмов-биографий, будь то оскароносная «Богемская рапсодия» или биографическая драма об Элтоне Джоне «Рокетмен». Совершенно очевидно, что The Doors Оливера Стоуна по-прежнему отзывается в современных музыкальных байопиках как фильм, во многом заложивший фундамент, на котором выстроены современные биографические ленты.

Оглядываясь в прошлое на несколько десятилетий, Стоун так описывает The Doors: «Мне кажется, что для биографического фильма о рок-группе наше влияние в то время было весьма существенными. Некоторым зрителям, которые [тогда] его посмотрели, он понравился». Для Стоуна важнее всего было показать два элемента неистовство шестидесятых и начала семидесятых и Моррисона как поэта и творческую личность. Режиссер объясняет, что для него Вэл Килмер всегда был основным кандидатом на роль, потому что они с Джимом были очень похожи по духу. «Вэл был слегка со странностями и немного эксцентричен, – говорит Стоун. – Он записал на видеокассеты свои пробы на роль Моррисона, и его игра была странной, но в то же время впечатляющей».

В конце концов Килмер настолько поразил Стоуна, что в фильме режиссер использовал его голос примерно в 60% случаев, а Моррисона в 40%. «Пересматривая фильм много лет спустя, я уже не мог сказать, где звучит Вэл, а где Моррисон».

Для работы над сценарием Стоун получил более 100 расшифровок интервью, проведенных журналистом «Rolling Stone» и биографом The Doors Джерри Хопкинсом, написавшим «Никто из нас не выйдет отсюда живым». «В расшифровках были разговоры со всеми, с кем Джерри общался, когда работал над биографией, в том числе со школьными друзьями Моррисона и теми, кто был рядом с ним в последние дни», отмечает Стоун.

Но воспоминания Стоуна не ограничиваются только этими материалами. По его словам, съемки фильма стали возможными в том числе благодаря активному участию как правопреемников Моррисона, так и семьи Памелы Курсон, многолетней спутницы Джима. Он также встречался с родственниками Памелы и Джима и с близкими музыканта, в числе которых Джек Хольцман, Брюс Ботник и члены группы.
Перевоплощение в Короля ящериц: Вэл Килмер
Все началось с кассеты с пробами. Вэл Килмер, находившийся на волне популярности после выхода «Лучшего стрелка» и «Уиллоу», записал на видеокассеты свое видение трех этапов короткой жизни Джима Моррисона и отправил их Оливеру Стоуну. «Мне удалось достаточно неплохо настроиться, чтобы взять все ноты тенор-баритона, вокруг которых строилось его редкое и уникальное звучание», говорит Килмер, исполнивший в фильме большинство вокальных партий Моррисона.

Килмеру также следовало передать равнодушие певца к своему звездному статусу. «Поиск способов показать его скучающим, но пытающимся это скрыть, стал настоящим вызовом. Просто попытаться раскрыть аудитории его многообразность. Играть скучающего персонажа не очень-то занимательно. Отсюда эксперименты с разного типа шутками», говорит актер.

Но на этом исполнительские сложности не заканчивались, ведь нужно было обнажить внутренних демонов Моррисона. «Путь во тьму его души был довольно болезненным, – говорит Килмер. – Требуется много внутренней силы, чтобы не изменить своему персонажу и защитить свой собственный внутренний мир, потому что Джим был человеком глубоким и трагичным». Килмера не привлекали эксперименты Моррисона с наркотиками и алкоголем, поэтому актер нашел суррогаты, позволившие ему вынести на поверхность внутреннюю боль и страдания певца, в частности изнуряющие тренировки и бег на длинные дистанции. С помощью всего этого, вкупе с исполнением одних и тех же песен снова и снова, Килмер погрузился в своего персонажа. До подготовки к роли Килмер не был рьяным поклонником The Doors. «Все изменилось, когда я взялся разучивать вокальные партии песен, разбираться в текстах и погружаться в его острословие и действительно глубокий талант рассказчика и поэта», говорит Килмер.

Именно роль Моррисона напомнила Килмеру о том, насколько такие кинематографисты, как Стоун, важны для культурной истории. «Искусство играет основополагающую роль. В наших музеях не выставлены математические уравнения, бухгалтерские книги или образцы химических материалов. Да, все эти науки важны для нашего выживания, но наши музеи заполнены плодами вдохновения творческих людей, потому что без искусства, определяющего нашу уникальность и силу, само наше естество иссохнет и умрет».
Места съемок The Doors
Для работы над фильмом The Doors было использовано более 70 локаций в Южной Калифорнии, кроме того, съемки проходили в Париже, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Поставив во главу угла подлинность объектов в кадре, Стоун с командой работали в тех самых местах, где бывали The Doors, в том числе в калифорнийском Венис-Бич – районе, где зародились бурные отношения Моррисона и Памелы Курсон. Для съемок они также использовали пентхаус, в котором жили Моррисон и Курсон.

Центральной локацией стал Сансет-Стрип. Команда фильма обосновалась на этой улице на несколько вечеров, а для концертной сцены привлекла несколько сотен участников массовки. Также снимали в знаменитом на весь мир клубе «Whisky A Go Go», в котором The Doors выступали, а роль легендарной рок-н-рольной площадки «London Fog» «сыграл» клуб «The Central».

Сцены знакомства Моррисона с индейской культурой, которой он восхищался всю жизнь, были сняты за неделю в пустыне Мохаве, заменившей Нью-Мексико и Аризону. Многотысячная массовка была задействована в Нью-Хейвене, Майями и Сан-Франциско для сцен, действие которых разворачивалось в районе Хейт-Эшбери – райском месте для хиппи шестидесятых и семидесятых. Храм воды Пулгаса в округе Сан-Матео стал площадкой для ночных съемок концерта с участием 3000 человек массовки. Всего в фильме было задействовано около 30 000 актеров массовки.
О группе The Doors
Группа The Doors была основана в 1965 году, ее название (от англ. – двери) представляет собой отсылку к эссе Олдоса Хаксли «Двери восприятия» (которое в свою очередь является цитатой из «Бракосочетания Рая и Ада» Уильяма Блейка). Буквально на следующий день после выхода дебютного альбома «The Doors» (1967 г.) Моррисон и его коллеги по группе Рэй Манзарек, Робби Кригер и Джон Денсмор просыпаются знаменитыми.

Шестидесятые приносят за собой невиданный доселе наркотик – поклонение культурным идолам, и на него подсаживаются все. В мгновение ока став рок-иконой, Моррисон получает от музыкальной прессы самые разные многоречивые прозвища, среди которых «Змеиный король-шаман» и «Рок-евангелист секса и смерти».

Как многие его современники Моррисон живет без оглядки на завтра, и довольно быстро его сценический образ прочно обосновывается во всех гранях его личности, сливая воедино музыку, поэзию и искусство. «Король ящериц» полностью вытесняет Джона Дугласа Моррисона родом из Мельбурна, штат Флорида. В 1969 году у него возникают проблемы с законом – ему предъявляют обвинения в оскорбительном и неподобающим поведении.

К моменту выхода последнего совместного альбома «L.A. Woman» (1971 г.) те же фанаты, которые еще недавно вознесли Моррисона и The Doors к славе, утрачивают интерес к их творчеству. Звучание The Doors эволюционирует, но не приходится по вкусу аудитории. Толпа кричит, требуя «Light My Fire», и жаждет темной магии из раннего периода творчества, но Джим хочет творить искусство. Это становится последней каплей для Моррисона, он уходит из группы и записывает сольный альбом «An American Prayer». Франция представляется ему подходящим местом, чтобы начать новую жизнь писателя и поэта.

Но в июле 1971 года в возрасте всего лишь 27 лет Моррисон при таинственных обстоятельствах умирает. Ранняя гибель музыканта лишь укрепляет его статус легенды и должным образом венчает миф о его выдающейся, пусть и короткой жизни.
Официальный сайт фильма https://thedoorsfilm.ru/