Текст: Арина Кузина
Фото: Ольга Бакаева
«Рома, правда и подкасты»
Спектакль без «купюр» и запретных тем
Первого декабря в Саратовском ТЮЗе стартовал молодежный проект «Среда обитания». Его инициатор, главный режиссер театра Георгий Цнобиладзе рассказал, что хочет ориентировать репертуар на подростков: приглашать их на читки пьес, а после обсуждать увиденное с аудиторией.

Основная цель замысла – показать самые свежие пьесы о современности. Никаких классических произведений – только гаджеты, тусы, школа, Интернет и никакого занудства с пафосными монологами о смысле жизни. На спектакли нужно приходить «чилить», обсуждать, критиковать, высказывать личное мнение и не бояться осуждения. Да и кто тебя сможет порицать в твоей же «Среде обитания»?
Проект открылся читкой пьесы Игоря Витренко «Рома, правда и подкасты». Читка – это своеобразный спектакль. Нет декораций и костюмов, но есть актеры, которые прочитали сценарий пару раз; текст, оживляющий речь; мораль, которую хотят донести до зала. И есть вы, зрители с фантазией, которые после просмотра могут высказать свое мнение. Главное – делиться тем, что осталось у вас внутри после спектакля.

В этом и прелесть такого жанра – для каждого итоговая картинка будет разной. Например, в одной из сцен мама Ромы выносит две белые рубашки. Ну, как рубашки… Два белых листа А4. Что вы представили? Рубашку с отложным воротником или «стоечкой»? Прямого или свободного кроя? С кармашком или без? А еще всем зрителям пришлось дружно имитировать звуки. Вот на классическом спектакле вы когда-нибудь видели, как весь зал делает «жжжжжж», изображая электробритву? Или как девушка из зала становится участницей спектакля, ведь из-за нее ссорятся отец и сын. Все это – уникальные черты читки.
Впервые презентация пьесы состоялась осенью 2021 года на фестивале современной драматургии «Любимовка». Это история о том, как 17-летний Рома в социальных сетях заявил, что будет говорить только правду. Но вот в чем парадокс: подросток изначально солгал. Он не пытается изменить мир к лучшему и быть искреннее, а хочет завоевать сердце Алены, поэтому решается записывать подкасты, как и она. Но в его случае подкаст превратился в подкат…
Пьеса не только про любовь, но и про отдельный мир, который создают подростки. В ней есть и самовыражение, и абьюз, и боль, и самоопределение, и проблемы, и, конечно же, протест, желание что-либо изменить. В этой вселенной свой язык общения, сленг, который не понимают люди постарше. Эта история ярко показывает контраст между двумя поколениями. Одни – нападают: читают что-то о морали, кидаются «поучалками» и клишированными фразами, а другие защищаются наушниками со звукоизоляцией и цитатами из расфорсенных книг по психологии.
Так о чем же читка этой пьесы? Этот вопрос сложен, как и сами подростки. Она обо всем и сразу. О масках, которые мы надеваем на себя, чтобы гармонично сосуществовать в этом мире. О препятствиях на пути к самореализации, где барьером часто становятся сами родители, которые отказываются услышать о желаниях ребенка. О самоопределении – процессе, когда за год учебы в старшей школе ребенок хочет стать врачом, военным, инженером, поваром и инвестором. И, конечно же, конфликт отцов и детей. Но в этой пьесе ссоры с преподавателями и родителями скорее вспомогательные – они не развивают основной сюжет. А этим самым «двигателем» становится мир, который построили подростки, состоящий из их эмоций, черт, мнений, позиций.

Пьеса «Рома, правда и подкасты» не зря дала старт проекту «Среда обитания» и не просто так была поставлена именно в формате читки. Она обращена не только к самим подросткам, но и к родителям, что придает ей всеобъемлющий характер. Это история о сложностях юношей и девушек и простом, искреннем отношении к миру.