РУССКИЕ В КАННАХ
Рассуждаем, как проходит главный кинофестиваль
и кто главный фаворит этого года
В этом году Каннский фестиваль отмечает юбилей – 75 лет. Программа 2022 считается одной из самых мощных и интересных за последние годы. Россию будет представлять Кирилл Серебренников с фильмом «Жена Чайковского». Больше о конкурсных фильмах и кинофаворитах мы узнали у Дениса Афанасьева, координатора международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», редактора Нижне-Волжской студии кинохроники.
Я всегда жду от фестиваля только одного – много хороших фильмов. В этом году как-то особенно хочется увидеть больше выдающихся историй в кино, ведь в жизни с ними сейчас туговато. Впервые отмененный в 2020 году из-за пандемии Каннский фестиваль в прошлом году уже наверстал упущенное. Подтверждения тому – масса занятных фильмов. Это и «Аннетт» Леоса Каракса, и «Искушение» Пола Верховена, и «Худший человек на свете» Йоакима Триера, и «Красная ракета» Шона Бейкера. Тут каждый может продолжить список, исходя из своих пристрастий, в котором наверняка найдется место и «Петровым в гриппе» Кирилла Серебреникова, и «Французскому вестнику…» Уэса Андерсона…

Программа этого года пестрит звездными именами. В основном конкурсе целых четыре обладателя Золотой пальмовой ветви. Братья Дарденны, которые дважды становились победителями, яркий представитель румынской новой волны Кристиан Мунджиу и два относительно недавних лауреата – Рубен Остлунд («Квадрат», 2017г) и Хирокадзу Корееда («Магазинные воришки», 2018г). Помимо них за главную награду поборются такие нередкие гости Канн, как Дэвид Кроненберг, Клер Дени, Пак Чхан-ук, Джеймс Грэй, Арно Деплешен, Ежи Сколимовский, Альберт Серра и др.
Делать какие-то ставки на победителей дело совсем не благодарное. У фестиваля есть жюри, возглавляемое в этом году французским актером Венсаном Линдоном (сыгравшем в фильме-победителе прошлого года «Титан» Жюли Дюкурно). Своими мыслями о конкурсных фильмах делиться им строго запрещено и никаким образом раньше, чем на церемонии вручения узнать хоть что-то не получится. Есть еще так называемое жюри прессы, которое выставляет свои оценки сразу после просмотров. Пока там лидирует романтический триллер «Решение уйти» создателя «Олдбоя» Пак Чхан-ука, но, во-первых, все еще может поменяться, а во-вторых, решение прессы за последние годы совпало с решением основного жюри лишь однажды – с фильмом «Паразиты» в 2019 году.

Участие фильма «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова в этом году я считаю большим успехом российского кинематографа. Также стоит отметить, что он единственный участник, представленный второй год подряд в основном конкурсе. Западная критика встретила фильм довольно прохладно, отметив при этом исполнительницу роли жены композитора Антонины Милюковой Алену Михайлову, известную у нас, в первую очередь, по роли Марины в сериале «Чики». Будет замечательно, если она получит приз за лучшую женскую роль. Последний раз такое было аж в 1981 году, когда Елена Соловей получила «ветвь» за роль в фильме «Факт» Альмантаса Грикявичюса.
По поводу прокатной судьбы фильмов конкурса этого года сейчас говорить затруднительно. Сейчас уже известно, что у нас должны выйти «Треугольник печали» Эстлунда, «Преступления будущего» Кроненберга, «Решение уйти» Пак Чхан-ука. Будем надеяться, что этот список неокончательный, и мы сможем увидеть и остальные фильмы Каннского фестиваля 2022 года у нас, в «Доме кино».