Саратовский кинематограф
В рамках 19-го фестиваля «Саратовские страдания» в Театральном институте Саратовской консерватории прошла лекция «Саратовский кинематограф в контексте российского кино»
киноведа, кинокритика, педагога, доктора искусствоведения Ирины Николаевны Гращенковой.

По мнению Ирины Николаевны, Саратов – отдельный и особый город, являющийся культурной столицей Поволжья. Недаром он был третьим в Российской империи после Санкт-Петербурга и Москвы не только по уровню жизни и экономическим показателям, но и по культуре.

Кино в Саратове было, причем во всех проявлениях. Однако стоит уточнить, чем является кинематограф в понимании киноведа. Кинематограф – это база для создания фильмов, творческие кадры, сам фильм как итог работы и, прежде всего, зритель. Однако есть еще одна необходимая составляющая для кино – это сам город. Университеты, музеи, театры, консерватории – места сосредоточия культурных сил, и это все есть в Саратове.

Кроме того, еще один гений места – природная среда. Волга «подарила» российскому кино таких замечательных актеров, как Николай Мордвинов, Николай Симонов, Николай Хмелев, Олег Борисов, Олег Табаков, Олег Янковский (и не только сам великий актер, а три поколения Янковских).

«Нельзя интересоваться только шедеврами. Вы ничего не поймете. Надо интересоваться искусством во всех его проявлениях: шедевры, искусство второго плана, массовая культура. Вот тогда вы поймете, как развивается искусство».

Также на лекции Ирина Гращенкова, как автор ряда книг, посвященных Саратовскому кинематографу, презентовала монографию об Абраме Матвеевиче Рооме – одном из классиков отечественного и мирового кино, переехавшим в годы Первой мировой войны в Саратов и основавшим первый театральный институт под названием «Театральные мастерские».