Текст: Элина Халилова
Фото: Михаил Гаврюшов
«Женитьба Фигаро» в ТЮЗе
«Из всех серьезных дел самое шуточное – это брак»
Возобновив свою работу, саратовский ТЮЗ пополнил свой репертуар дипломным спектаклем «Женитьба Фигаро». Студентам Театрального института СГК имени Л.В. Собинова предстояло пройти огонь, воду и постановку комедии Пьера Бомарше, которая неизменно доказывает свою вневременность. Режиссер спектакля Артем Кузин сохранил первоначальную прелесть комедии, вдохнув в нее еще больше иронии.
Отталкиваясь от оригинального текста и практически его не меняя, режиссер поместил героев в пространство, лишь отдаленно напоминающее замок графа Альмавивы. А декорации с несчетным количеством арок, ведущих в сокрытые от глаз зрителя залы, подчеркивают запутанность истории и пресловутые превратности судьбы, с которыми герои вынуждены столкнуться. Первое появление всех персонажей, усиленное ярким музыкальным сопровождением, демонстрирует зрителю, что на сцене происходит фарс – всего лишь игра или забава, – предвосхищающий дальнейшее затягивание клубка интриг.

Метафора этого клубка, к слову, тоже реализована режиссером. Лента графини, к которой неравнодушен паж Керубино, неожиданно превращается в визуализированный образ сети судьбы, которая опутывает всех без исключения героев, не оставляет им возможности выпутаться и разорвать связь друг с другом.
Костюмы персонажей тоже лишь некоторыми своими элементами дают понять, что в оригинальной пьесе действие разворачивается в XVIII веке. Парики здесь соседствуют со спортивными костюмами для фитнеса, пышные платья у девушек – с кожаными куртками, а сюртуки – с бриджами и красными носками. Герои словно ради шутки примеряют на себя образы камердинеров, врачей, судей или слуг. И потому все в этой постановке словно кричит о том, что представленная на сцене история – лишь конструируемая реальность. Так что, по большому счету, совершенно неважно, во что одеты герои.
Юмор и талантливая игра актеров-четверокурсников заполняли собой весь зал, находя отклик в зрителях. А сюжет пьесы спустя почти 250 лет с момента ее написания заставлял смеяться над тем, «до чего же глупы бывают умные люди».