«Лихие» 90-е, «сытые» 2000-е… Под каким эпитетом войдут в историю 10-е годы XXI века, нам еще предстоит узнать. А пока – строим прогнозы, о чем будут вспоминать в связи с прошедшим десятилетием в Саратове.
УРБАНИЗМ
В начале 2010-х города грезили урбанистикой – казалось, что если перенять идеи с запада, то городская среда расцветет сама собой, а постсоветская архитектура заиграет новыми красками. В Москве урбанистика прижилась – во многом благодаря огромным денежным вливаниям и найму лучших мировых экспертов.

В Саратове проект пока не оправдывает ожиданий. В городе ввели дизайн-код, проложили велодорожки, продлили набережную и оборудовали новую пешеходную улицу; при этом ямы на дорогах не исчезли, люди не пересели на велосипеды, а вездесущие клумбы ну никак не могут заменить собой массово срубаемые по всему городу деревья. Прошлой зимой Саратов накрыли сугробы высотой с человека, а сосульки всерьез угрожали жизни. Стало понятно – косметический ремонт и «фасадная урбанистика» не превратят Саратов во второй Амстердам или Берлин. Эксперименты КБ «Стрелка» вызвали резонанс, но идеи, которые круто смотрелись на бумаге, на практике не оправдали надежд. Достаточно вспомнить провальное благоустройство Привокзальной площади.

Хипстерская утопия не состоялась, но облик города все-таки меняется. Набережная отлично подошла для пробежек, по Волжской и Рахова стало приятно гулять, количество уродливых вывесок сократилось и даже проспект Кирова был разобран до основания и сложен заново. Точечные улучшения произошли и на окраинах: где-то – поставили светофор, где-то – оборудовали сквер. Город стал (местами) чуть более приспособленным для жизни, но общая картина пока даже отдаленно не напоминает ни Копенгаген, ни Москву, ни Казань с Екатеринбургом.
УБЕРИЗАЦИЯ ТАКСИ
Помните далекие времена, когда для вызова такси приходилось звонить в таксопарк, а после поездки отсчитывать наличные? Еще 10 лет назад трудно было представить, что мы будем оплачивать такси через приложения, прижав палец к смартфону для считывания отпечатка. Правила игры изменил американский стартап Uber, который запустился в 2009 году. В Саратов компания зайдет лишь в конце 19-го, но еще до нее в городе появились российские мобильные сервисы вызова машин. Достаточно было сделать пару манипуляций на телефоне, чтобы выбрать автомобиль, узнать имя водителя и отследить маршрут по карте. Без проблем, конечно, не обошлось. Сервисы вооружились хитрыми алгоритмами, взвинчивающими стоимость в период повышенного спроса. Вспомните, как в 2018 году во время снежного коллапса цена за поездку в пределах города выросла до 500-700 рублей. Но с растущими ценами приходится мириться. В городе, где нет метро, а электротранспорт на грани вымирания, комфортно передвигаться можно только на автомобиле. Жаль, только пробок от этого становится все больше.
РЕНЕССАНС МОЛЛОВ
Пока торговые центры по всему миру переживали кризис, в Саратове моллы, наоборот, обретали вторую жизнь. Модель торгового комплекса начала 2000-х быстро устарела. Стало понятно, что для привлечения людей недостаточно собрать под одной крышей пару сомнительных «бутиков», открыть супермаркет и поставить несколько кофейных автоматов. Так в Саратове появились многоэтажные моллы, в которых можно провести целый день, бродя по бесконечным торговым павильонам. Кинотеатр, игровые зоны для детей, салоны красоты, огромные фудкорты и десятки брендовых магазинов – ТЦ превратились в мини-города. В период глобального финансового кризиса в городе строили «Триумф Молл», а в 2010 он уже начал работу. В 2011 открыли Happy Молл, в 2015 – «ТАУ Галерею». В 2017 запустилась «Победа Плаза», а в 2018 в Энгельсе стартовали продажи в ТРК «Облака». Моллы меняли городскую инфраструктуру и наш потребительский паттерн, поощряя консьюмеризм. Как изменится их формат в 2020-е – эпоху онлайн-шопинга и осознанного потребления – нам предстоит увидеть совсем скоро.
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Заменить пластиковую зубную щетку на деревянную, пакет – на мешочек, одноразовый стаканчик – на eco-cup – тренд «Ноль отходов», захвативший мир, по касательной затронул и Саратов. Гипермаркеты техники объявили сбор батареек, во дворах установили ПЭТ-контейнеры, а недавно открылся первый ZeroWaste магазин, отказавшийся от упаковки.

Рупором идей осознанного потребления в городе стало движение «Зеленый Бык». Первые акции по раздельному сбору мусора прошли в 2014-м. Их проводили Роман и Ольга Макаровы – основатели организации. Начинали с батареек и пластика, вторсырье хранили дома, на своей машине отвозили переработчикам, список которых постоянно менялся. Активное развитие их эко-деятельность получила с 2016 года. Тогда нашлась компания «Отходы в доходы», с которой организация до сих пор сотрудничает. К движению присоединилась и компания «ПАКМИЛ» – стали принимать ПЭТ-бутылки и макулатуру. Теперь каждая акция «Зеленого быка» собирает сотни саратовцев.

Ольга и Роман переехали в Польшу осенью 17-го года; курируют движение волонтеры, которые были с ними на первых акциях. За 2017 год «Зеленый Бык» собрал порядка 2 тонн вторичного сырья, за 2018 – 17 тонн. В декабре будет известна общая цифра за 2019 год. Организаторы предполагают, что она превысит порог в 40 тонн.
КОФЕЙНИ «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ»
Ресторанную жизнь Саратова в 2010-е взбодрило появление кофеен «третьей волны», их еще называют крафтовыми. Это те самые места, где предлагают зерна местной обжарки, а кроме эспрессо-машины используют альтернативные способы заваривания кофе типа кемекса и аэропресса.

Бум «альтернативы» в Саратове случился в 2015 году, когда в центре города одновременно открылись Volga Coffee Roasters, Coffee Studio Space #1 и Coffee 3 – почти все затем сменили владельцев и названия. К началу нового десятилетия число подобных кофеен выросло в разы. Одним из тех, кто запустил у нас «третью волну», был Максим Манылов – владелец обжарочного цеха и кофейни Volga Coffee Roasters. Начав как бариста, он стал поставщиком кофе и первым открыл в Саратове собственную обжарку. Максим уверяет, что кофе свежей обжарки он предлагал своим гостям уже в 2005 году, задолго до появления «альтернативы». Тогда вкус напитка казался им непривычным. «Кислотность кофе люди воспринимали так же, как прокисшее молоко, спрашивали: «У тебя что, кофе испорченный?» – рассказывает он. Спустя 10 лет вкусы изменились, и публика уже ждала такого формата, а сейчас сегмент кофеен переживает совсем другой бум.

«Многие стараются заработать на кофе, экономя на продукте и оборудовании, а это портит рынок, – говорит Максим. – Думаю, со временем такие истории либо сойдут на нет, либо разовьются в пользу более качественного кофе. Но произойдет это нескоро. За каждой кофейней стоят люди: одни вкладывают деньги, другие работают за стойкой. У них должно сформироваться правильное отношение к продукту, понимание рынка и уважение к потребителю, а это небыстрый процесс».
ЗОЖ
Фитнес-клубы и коучи, легкоатлетические марафоны и марафоны похудения в Instagram, йога в парках и уличные тренировки work out – никогда еще количество предложений на рынке оздоровительных услуг не было столь разнообразным. Слово «ЗОЖ» с первой полосы бабушкиной газеты перебралось на страницы глянца и в топ запросов поисковиков. По данным 2GIS, в Саратове работает 116 фитнес-центров.

В «нулевые» людей нужно было убеждать, что ходить в спортзал – такая же обязательная процедура, как чистка зубов по утрам. К концу десятых годов клиенты фитнес-клубов не только научились отличать пилатес от пилона, но и стали более избирательны в своих предпочтениях. Массово начали открываться узкоспециализированные студии: стретчинг, кроссфит, танцы, бокс.

Другой приметой времени стали тренировки на улице: площадки с антивандальными тренажерами появились во всех районах города, а для ставшего супер-популярным бега особые условия и вовсе не нужны. Традиционные фитнес-клубы с пакетными предложениями в 2010-х развивались в соответствии с концепцией «третьего места» (после дома и работы). Открывшийся в 2014-м Forte Club, помимо собственно фитнеса, предложил клиентам SPA-комплекс, полноценный детский клуб с собственным бассейном, ресторан и разнообразную программу активностей для клиентов.
INSTA-КУЛЬТ
Лампочки Эдисона, отделка кафелем, суккуленты, бетонные стены и мозаичный пол – примерно так выглядят кофейни в Саратове, Гонконге, Тбилиси, Париже и Нью-Йорке. Владельцы кафе и шоурумов специально разрабатывают дизайн с расчетом на Instagram – оформляют фотозоны, заботятся о красивом освещении и изящных мелочах. Например, подают напитки в эмалированных кружках, тратятся на латунную фурнитуру зима 2019 105 и делают неоновые вывески на заказ.

Эстеты бьют тревогу – общественные места теряют аутентичность и под влиянием глобальных Insta-трендов становятся похожими друг на друга. Саратов в этом плане ничем не отличается. Вы наверняка хоть раз заказывали матча-латте ради красивого фото, садились за неудобную стойку у окна, чтобы сделать крутой кадр и специально ехали в кофейню в другой район, чтобы одним из первых запечатлеть интерьер. А возможно, даже пробовали чудовищный овершейк, который сфотографировали, но так и не смогли осилить.

А главное – вы хотя бы раз попадали под очарование эстетичного Insta-профиля и шли в заведение под влиянием хайпа. Но в этом есть и плюсы. Если в старости вам захочется вспомнить 2010-е, достаточно будет заглянуть в архивы Instagram, и вы вспомните, с кем и где вы делили авокадо-тост в свете ретро-лампочек.
Вы наверняка хоть раз заказывали матча-латте ради красивого фото, садились за неудобную стойку у окна, чтобы сделать крутой кадр и специально ехали в кофейню в другой район, чтобы одним из первых запечатлеть интерьер
ОТКРЫТИЕ «ГАГАРИНА»
До 2008 года жители Сабуровки не могли подумать о том, что название их села будет возглавлять топы местных новостей на протяжении десяти лет. Именно тогда в 49 км от Саратова решили построить новый аэропорт, соответствующий современным требованиям перевозки.

Потребность в нем была очевидна – у старого аэропорта «Центральный» взлетно-посадочная полоса составляла всего 2,2 км, что не позволяло принимать все типы самолетов, а его местоположение в черте города мешало жителям. К реализации масштабного проекта приступили в 2012-м. А спустя 7 лет, 18 августа 2019 года, первый самолет приземлился в новом аэропорту, который получил символичное название «Гагарин».

Открытие объекта не обошлось без скандалов: всю осень обсуждали всплывшие в сети тарифы аэропорта, которые оказались выше, чем во «Внуково» или «Пулково»; уход из Саратова некоторых авиаперевозчиков и сокращение количества вылетов в Москву. Пассажиры при этом жаловались на высокую стоимость такси до аэропорта и отсутствие электричек в дневное время. Но к зиме бурное обсуждение поутихло, все стали больше говорить о плюсах «Гагарина» и ждать открытия летнего, отпускного сезона, который сулит появление новых международных направлений.
КВИЗОМАНИЯ
Smart Is The New Sexy – эта фраза из сериала «Теория большого взрыва» лучше всего подходит для описания ситуации, сложившейся к концу 2010-х на рынке интеллект-игр. Тренд на всеобщую успешность заставил людей учиться, посещать курсы и тренинги, а также публично демонстрировать это в соцсетях. Пить пиво перед теликом дома – моветон. Делать то же самое в баре, отвечая на вопросы на логику и эрудицию, – уже «Квиз, плиз!».

«Где-то в 2016 году в «Квиз, плиз!» начали играть в Москве. Двумя годами позже мы с Женей Гомоном решили купить франшизу и запуститься в Саратове, – рассказывает один из основателей игры в нашем городе Вартан Абрамян. – Бары, которым мы предлагали стать площадками, спрашивали, зачем начинать еще один квиз. В городе уже существовали аналогичные предложения. Но идея оправдала себя на 100%».

Первый пакет «Квиз, плиз!» сыграли 31 марта 2018-го. Вскоре игры стали проводиться 2-3 раза в неделю. Расширение аудитории шло за счет сарафанного радио и тематических, «нишевых» игр: появился квиз для медиков, работников сферы общепита, банковских клерков, IT-шников. В октябре в «Квиз, плиз!» сыграли 32 раза. Саратов установил абсолютный рекорд по количеству участников, пришедших на одну игру: в День города на площади соревновалось 107 команд – около 670 человек.

Организаторы объясняют феноменальную популярность игры интересными вопросами, проработкой деталей, дружелюбной атмосферой. На дальнейшее развитие проекта смотрят с оптимизмом: в столице интерес к игре не утихает уже больше трех лет.
Текст: Александра Дьякова