Текст: Агния Кузнецова
Красота не требует жертв:
что такое этичная мода?
О непроходящем тренде - экологичности
и осознанном потреблении
Последние несколько лет экологичность — непроходящий тренд в индустрии моды. Осознав последствия текстильного производства, а это более миллиарда тонн выбросов CO2 ежегодно, в модных кругах заговорили на тему этичности. Дизайнеры и владельцы компаний начали выступать с предложениями по сохранению окружающей среды и продвижению осознанного потребления покупателю.
Пионером этичной моды по праву считается Стелла Маккартни. С момента основания собственного одноименного бренда в 2001 году, модельер отказалась от использования натуральной кожи и меха. Позже её примеру частично последовали такие бренды, как Gucci, Michael Kors, Armani, Tommy Hilfiger, Ralph Lauren. Все они стали членами движения Fur Free Alliance, постулирующего замену натурального меха его эко-аналогом.

Что же такое этичная мода? В первую очередь, это отказ от массового производства одежды в пользу её качества. Согласно данным за 2016 год, ежегодно в мире производится 100 миллиардов вещей, из них до 85% оказывается на свалках. В США, к примеру, более 13 млн. тонн одежды в год отправляется в мусорные баки, а экологи Канады провели подсчет и выяснили, что количеством выброшенных за двенадцать месяцев вещей можно заполнить три стадиона вместимостью 60 000 человек.

Во-вторых, философия движения подразумевает отказ компании от производства в странах третьего мира, где заработная плата работника составляет 50 центов в день, используется детский труд и люди буквально умирают на своих рабочих местах. Как это произошло при взрыве на фабрике Рана Плаза в Бангладеш 24 апреля 2013 года. В трагедии погибло более 1000 человек. Подобное негуманное производство должно уступить место камерным мастерским, в которых соблюдаются все нормы безопасности и задействованы высококвалифицированные ремесленники.

В-третьих, это открытость и экологичность. Компания, поддерживающая этичную моду, должна быть прозрачна перед клиентом на всех этапах производства вещи. А также не только не наносить вред окружающей среде, но и принимать посильное участие в изменении экологической ситуации. К примеру, мировой гигант в сфере спортивной одежды Adidas, сотрудничая со Стеллой Маккартни, заменил пластиковые пакеты бумажными, инициировал благотворительное спортивное движение за защиту океана и совместно с ParleyfortheOceans выпустил биоразлагаемые кроссовки из переработанного океанического мусора.

Вернемся к люксовому сегменту. Франсуа-Анри Пино — генеральный директор концерна Kering, в который входят такие марки и дома моды, как Gucci, Balenciaga, AlexanderMcQueen, Brioni, UlysseNardin, SaintLaurent и другие, недавно создал должность главного помощника по вопросам сознательности. Занявшая этот пост, Мари-Клер Даво разрабатывает индивидуальные стратегии по внедрению экологичности в бренд. Важно делать это аккуратно. Потому что, допустим, Gucci и BottegaVeneta, в отличие от StellaMcCartney, известны своими легендарными кожаными сумками и обувью, компании не могут отказаться от их производства.

Поэтому акцент смещается на то, что вещи изготавливаются из кожи высочайшего качества на специальных дубильных аппаратах, которые не выделяют ядовитых испарений. Такая вещь прослужит долго, она экологична, человек, сделавший её, получил достойную оплату, и процесс работы был безопасен и законен — за счёт этих факторов вещь является этичной.

Такими маленькими шажками большие корпорации уже начали двигаться в сторону этичной моды, однако только этого недостаточно. Мы — потребители — тоже не должны бездействовать. Осознанный подход при выборе одежды поможет снизить вред индустрии. Ненужную одежду можно сдать на переработку, отдать в благотворительный фонд или продать. Тем самым вы продлите жизнь вещи и сократите потребление других людей.
Ксения Батраева
создательница винтажного магазина «It'svintage, baby»
Полезным лайфхаком с нами поделилась Ксения Батраева, создательница винтажного магазина «It'svintage, baby» @itisvintagebaby:

«Вещи любого бренда можно сдать на переработку в H&M и получить за это скидку на следующую покупку. Среди масс-маркета этот шведский бренд считается одним из главных борцов за экологию».

Сама Ксения практикует осознанное потребление уже несколько лет: «Мой путь начался с любви к моде, которую привила мне моя тётя. Она модница, и в молодости все свои наряды шила на заказ. Помню, как в детстве я открывала шкаф и примеряла на себя её костюмы, платья, пальто 80-х годов. Тогда я ещё не знала, что настолько тесно буду связана с этой одеждой.

Спустя примерно лет 10 я случайно нашла чемодан с ее вещами в шкафу перед ремонтом, просмотрела каждую из них, и решила, что для меня это больше, чем просто одежда. Ведь это история моей семьи, которую хотят отправить на свалку. Тогда как раз в моду вернулись 80-е с объемными плечами, я смотрела на тетины эскизы и фасоны Zara и не видела разницы. И впервые меня посетила мысль: „Зачем шить и покупать что-то новое, если уже существует аналогичное, созданное несколько десятков лет назад?“

Сегодня этичная мода — это даже больше не тренд, а уже стиль жизни. Можно быть пессимистом и думать, что мы не в силах ничего изменить. Но это не так. Когда люди объединяются ради общей цели — это всегда имеет свои плоды. Спрос рождает предложение. И если спроса нет, то и предложение со временем снизится».