Чему учат сказки?

Елена Казакова
управляющий директор,
«Школа Бизнеса Диполь»
Каждый из нас в детстве испытывал волшебное очарование от слушания или прочтения русских народных сказок, где герои путешествовали по вымышленному миру, совершали подвиги, попадали в водоворот приключений. Сказки закладывают мировоззрение и подсознательные алгоритмы поведения. И как одна из самых древних литературных форм содержат большинство драматургических сценариев и ключевые правила жизни. Главное — уметь трактовать их, чтобы сказочные истины помогали нам действовать конструктивно.

Сказка — метафора наших стратегий поведения. Герой идет по заданному пути, и этот путь можно разделить на определенные этапы. Существует некая отправная точка, из которой герой выходит по своей или по чужой воле. Вспомните Колобка, который укатился из дома, чтобы посмотреть мир, или богатырей из сказки, отправившихся на бой с нечистой силой. Второй путь — изгнание, когда герой оставляет родные стены не по собственному желанию. Девочка Элли, домик которой был унесен ураганом в сказочную страну. Или героини «Морозко», «Аленького цветочка», чье путешествие инициировано другими персонажами.

Куда бы ни отправился герой, у его пути есть цель. Он ищет либо то, что потерял, либо то, чего желает, а иногда идет «туда, не знаю, куда» и ищет «то, не знаю, что». Но чаще всего только наличие цели предполагает успешное прохождение пути и достижение результатов. Вернемся к Колобку: путь есть, а цели нет. Свои испытания он не проходит. Тут, конечно, можно поспорить о том, что у него предназначение такое: «должны съесть, и против судьбы не пойдешь». Но кто сказал, что предназначением нельзя руководить? Если бы Колобок обрел цель, он мог изменить свое амплуа и его судьба могла пойти по другому сценарию. Так и в нашей жизни.

На протяжении всего пути главный герой отвечает на различные вызовы, и, если все складывается успешно, получает за это вознаграждение, а если нет — наказание. Назовем это явление «платой». Вспомним сказку «Морозко», где старуха отправляет падчерицу в темный холодный лес за хворостом. Там девушка встречает Морозко и, несмотря на угрозу смерти, относится к нему с добротой и лаской. В итоге возвращается к отцу в деревню с подарками и приданым. Почему? У главной героини есть конкретная цель — выжить, именно поэтому она и преодолевает все испытания на пути.
После случившегося старуха решает отправить родную кровинку в этот же холодный лес, но уже не за хворостом, а сразу за приданым. Как мы знаем, вторая девушка проваливает испытания, и, по одной из версий, Морозко замораживает ее навечно, а по другой, она возвращается с неприятными «подарками».

Разберем, что же произошло здесь? Вроде бы у обеих девушек были вполне определенные цели. Но мы сталкиваемся с проблемой инициатив. Дело в том, что в первом случае падчерица знала, зачем ей нужно выжить, — ради себя самой и старого отца. Во втором же случае получить богатое приданое было желанием матери, а у дочери не было истинного понимания, зачем ей это. Зависть и жадность — это еще не целеполагание. И дело именно в этом, а не в скверном характере. Ведь в сказках очень много примеров, когда не самые положительные герои становятся на путь истинный. В данном примере этого не произошло, потому что у дочери старухи не было убедительного ответа на вопрос «Зачем?», то есть целеполагания.

По мере движения к своей цели сказочный герой не только проходит испытания, но еще и получает бонусы. А что является бонусом в сказках? В одних случаях это волшебный предмет либо просто подарок, соответствующий сложности пройденного испытания, в других — компаньон или помощник, который помогает герою добраться до цели советом, действием или даже ценой собственной жизни.

Говоря об испытаниях, хочется напомнить еще об одной важной вещи. Если считать, что бонусы и награда соответствуют сложности испытания, это значит, что и приложенные героем усилия должны быть ей пропорциональны. Испытание расценивается как проваленное не только в том случае, если герой не прикладывает усилий или прикладывает недостаточно, но и тогда, когда усилий затрачено слишком много. Для примера сказка «Золотая антилопа», когда раджа приказывает антилопе дать ему золота, на вопрос: «Сколько тебе нужно?» — раджа отвечает: «Много!». Итог нам всем известен. Золото превратилось в черепки, и раджа просто задохнулся в этом «богатстве». Почему финал сказки именно таков? Жестокий и жадный раджа на самом деле не знал, зачем ему необходимо столько золота.

Итак, наконец, герой на финишной прямой: прошел все свалившиеся на его голову испытания, спас принцессу, убил дракона и получил за все это бонусы. Сказка закончилась, осталось лишь вынести из нее урок. Можно сделать вывод, что так же и в реальной жизни: многие из нас живут, повторяя сказочные модели поведения. В повседневной жизни нам встречаются на пути «добрые феи» и «змеи-горынычи», «дураки» и «несмеяны». Иногда нас отправляют «туда, не знаю, куда», на поиски непонятно чего, периодически мы сами «бродим по темному лесу» или «ищем волшебный клубок», который выведет нас оттуда. Из одних сказок мы выходим королями, а из некоторых так и не выходим, оставаясь иванами-дураками.
После случившегося старуха решает отправить родную кровинку в этот же холодный лес, но уже не за хворостом, а сразу за приданым. Как мы знаем, вторая девушка проваливает испытания, и, по одной из версий, Морозко замораживает ее навечно, а по другой, она возвращается с неприятными «подарками».

Разберем, что же произошло здесь? Вроде бы у обеих девушек были вполне определенные цели. Но мы сталкиваемся с проблемой инициатив. Дело в том, что в первом случае падчерица знала, зачем ей нужно выжить, — ради себя самой и старого отца. Во втором же случае получить богатое приданое было желанием матери, а у дочери не было истинного понимания, зачем ей это. Зависть и жадность — это еще не целеполагание. И дело именно в этом, а не в скверном характере. Ведь в сказках очень много примеров, когда не самые положительные герои становятся на путь истинный. В данном примере этого не произошло, потому что у дочери старухи не было убедительного ответа на вопрос «Зачем?», то есть целеполагания.

По мере движения к своей цели сказочный герой не только проходит испытания, но еще и получает бонусы. А что является бонусом в сказках? В одних случаях это волшебный предмет либо просто подарок, соответствующий сложности пройденного испытания, в других — компаньон или помощник, который помогает герою добраться до цели советом, действием или даже ценой собственной жизни.

Говоря об испытаниях, хочется напомнить еще об одной важной вещи. Если считать, что бонусы и награда соответствуют сложности испытания, это значит, что и приложенные героем усилия должны быть ей пропорциональны. Испытание расценивается как проваленное не только в том случае, если герой не прикладывает усилий или прикладывает недостаточно, но и тогда, когда усилий затрачено слишком много. Для примера сказка «Золотая антилопа», когда раджа приказывает антилопе дать ему золота, на вопрос: «Сколько тебе нужно?» — раджа отвечает: «Много!». Итог нам всем известен. Золото превратилось в черепки, и раджа просто задохнулся в этом «богатстве». Почему финал сказки именно таков? Жестокий и жадный раджа на самом деле не знал, зачем ему необходимо столько золота.

Итак, наконец, герой на финишной прямой: прошел все свалившиеся на его голову испытания, спас принцессу, убил дракона и получил за все это бонусы. Сказка закончилась, осталось лишь вынести из нее урок. Можно сделать вывод, что так же и в реальной жизни: многие из нас живут, повторяя сказочные модели поведения. В повседневной жизни нам встречаются на пути «добрые феи» и «змеи-горынычи», «дураки» и «несмеяны». Иногда нас отправляют «туда, не знаю, куда», на поиски непонятно чего, периодически мы сами «бродим по темному лесу» или «ищем волшебный клубок», который выведет нас оттуда. Из одних сказок мы выходим королями, а из некоторых так и не выходим, оставаясь иванами-дураками.