Текст: Мария Соловьева
Откуда берутся деньги?
С какого возраста начинать разговор о деньгах, за что платить и сколько давать на карманные расходы? Все о финансовой грамотности детей
Счастливое будущее детей — главная мечта любого родителя. А народная мудрость гласит: счастье не в деньгах, а в их количестве. С какого возраста начинать разговор о деньгах, за что платить и сколько давать на карманные расходы? На волнующие родителей вопросы отвечает Виктория Сенева, аккаунт-директор цифровой образовательной платформы «Дневник.ру», где она ведет совместный с Минфином Р Ф проект по повышению финансовой грамотности.
ДЕНЬГИ С НУЛЯ: ПЕРВЫЕ ЗНАНИЯ

С какого возраста говорить с детьми о деньгах и знакомить их с миром финансов?

С товарно-денежными отношениями дети плотно сталкиваются уже в таком возрасте, когда на прилавке магазина могут выделить одну игрушку или сладость из многих и начать капризничать в надежде получить желаемое. Называйте ценники в магазинах вслух для дошкольников, учите считать стоимость покупок — так вместе с навыками счета вы начнете прививать и навыки осознанного потребления. Со школьниками и тем более старшеклассниками уже можно использовать терминологию посложнее и активно включать ребенка в семейные советы, где принимаются решения о покупках.

Следите за формой подачи информации: дети младшего возраста хорошо откликаются на игры и красочные плакаты, квесты, а те, кто постарше, уже могут осилить серьезные тексты и тесты. Ребенка могут увлечь биографии известных людей, которые сами заработали свое состояние и не стеснялись говорить об этом, — на живом примере все усваивается быстрее и легче.

Очень радует, что сегодня вопросы финансовой грамотности часто поднимаются в СМИ, государство придумывает разные полезные программы, многие частные компании организуют специальные просветительские проекты. Например, у нас в «Дневник.ру» есть сразу несколько познавательных проектов для школьников, родителей и учителей на тему финансовой грамотности. Если говорить о жителях Саратовской области, то больше 600 тыс. человек из этого региона уже приняли в них участие.

Как объяснить ребенку ценность денег?


Расскажите ребенку о своей работе и о функциях, которые вы выполняете, и поиграйте в игру «А что бы я купил, если бы получил такую зарплату?». После перечислений «Книжки, игрушку, кроссовки…» расскажите об обязательных тратах, без которых трудно представить вашу жизнь: квартплата, еда на всю семью, транспорт, лекарства, досуг. И посчитайте вместе, на какую сумму вы в итоге можете рассчитывать в месяц.

Есть большой полезный портал — вашифинансы.ру, где найти полезную информацию могут читатели разного возраста. Там собрана библиотека с комиксами, играми, плакатами и другими форматами данных, которые ответят на большинство вопросов (https:// vashifinancy.ru/child/). Проект разработан Минфином Р Ф, с которым «Дневник.ру» сотрудничает на протяжении нескольких лет, реализовывая проекты по финансовой грамотности, охватывающие более 8 млн пользователей платформы разных возрастов.

Обучение финансовой грамотности — это семейное дело? Или нужно искать специальные курсы, педагога? Что должны родители сообщить детям о деньгах?

Детям важно прививать правильные основы финансовой грамотности. Во-первых, рано или поздно они сами станут взрослыми, а во-вторых, они уже располагают карманными средствами и самостоятельно принимают решения о покупках. Самый яркий пример тут, конечно, подают родители. Если вы транжиры и живёте от зарплаты до зарплаты, то не стоит ожидать, что ребенок сможет планомерно годами копить на крупную покупку. Вам не должно быть стыдно перед ребенком, что вы откладываете какую-то важную для него покупку или отказываетесь от нее, если есть более приоритетные нужды. И чем раньше вы введете ребенка в разговоры о финансовом положении вашей семьи, тем лучше. Конечно, в разумных пределах.

Курсы тоже не помешают. Сегодня во многих школах проводятся специальные уроки по финансовой грамотности. Мы совместно с Министерством финансов РФ в этом году организовали целый конкурс для российских педагогов. На платформе «Дневник.ру» разместили методические материалы, а учителя должны были на их основе провести в своем классе урок и прислать об этом отчет с фотографиями. В итоге уроки по финграмотности прошли в 80 классах в разных регионах страны.

НА ПРАКТИКЕ: РАЗБИРАЕМ КЕЙСЫ

Какую сумму можно давать ребенку на карманные расходы?

Рассчитайте, сколько ребенку в день нужно средств на дорогу до школы, секций или кружков, обеды в столовой. Обсудите с ним или понаблюдайте, как часто он с друзьями ходит в кино, как покупает подарки на дни рождения друзей и праздники, на что тратит деньги, которые получил в эти дни. Так у вас появится некое понимание и той суммы, которую ребенок тратит на свой привычный образ жизни, и того, с какой скоростью он расстается с наличностью. От этого будет зависеть регулярность выдачи карманных денег: давать всю сумму на месяц подростку, который потратил все подаренные на день рождения деньги в ТЦ, нелогично, а раз в неделю — вполне, постепенно приучая его к мысли, что траты нужно планировать.

Не бойтесь ситуаций, когда чадо с виноватым лицом придет к вам с повинной и пустыми карманами — отказы тоже нужно учиться воспринимать правильно, а выслушав его объяснения, вы сможете узнать много нового о своем ребенке. И действуйте по ситуации: в форс-мажоры можно помочь ему деньгами, если выданная в первый раз сумма была потрачена на серьезную покупку.


Ситуация: дети-младшеклассники хотят зарабатывать, за что им можно платить?

За дополнительную работу, которая не входит в их круг прямых обязанностей — школьных, внешкольных и бытовых. Полученная «пятерка» не стоит 50 рублей, а «четверка» — 40. Не нужно платить за учебу — ценность этого процесса важна самому ребенку, а не вам как «заказчику».

Оплачивается выгул соседской болонки, помощь друзьям семьи с переездом, организация уборки подъезда — все только по предварительной договоренности о качестве работы и ее сроках. Официальное трудоустройство возможно с 14 лет. Поэтому до этого времени лучше искать «заказчиков» среди близкого окружения и тех людей, которые не подведут.

Как правильно говорить с ребенком о вещах, которые он хотел бы иметь, но которые семья не может себе позволить, о предметах роскоши, с учетом того, что этими вещами могут обладать его друзья?

Не стесняйтесь прямо сказать ребенку о том, что вы не можете купить дорогую вещь, которую ему очень хочется. Поговорите о том, что для него значит новый айфон последней модели — вряд ли дело в функции, «без которой никак нельзя», скорее это пропуск в мир «модных ребят», знак привилегии и принадлежности к другой группе, инструмент хайпа. И посчитайте вместе с ним, от чего вы будете вынуждены отказаться в случае покупки: отпуска за границей для всей семьи, капитального ремонта ванны…

Да, он может злиться, может даже начать угрожать своим безразличием к вам или пытаться обесценить ваши профессиональные навыки — молчите. Буря утихнет, он извинится, а уверенность в завтрашнем сытом дне у вашей семьи сохранится.

Как стоит говорить с ребенком о деньгах, чтобы заложить основы успешной карьеры в бизнесе?

Есть много книг, где рассказаны биографии известных людей, которые сами заработали свое состояние путем вывода на рынок нового продукта или технологии; тех, кто с помощью бизнеса добился высот. Важно понимать, что и наемный работник может получать большие деньги. Основная задача здесь — понять, к чему предрасположен ваш ребенок и к чему его тянет.

Пробуйте разные кружки, увлекайте его походами в развлекательные парки, где можно примерить роль специалиста той или иной профессии. Следите, что именно вызывает в нем самый живой отклик и сильно интересует.

Проанализируйте информацию о курсах, дополнительных занятиях, где можно развить этот интерес. И далее ребенок при поддержке с вашей стороны начнет наращивать опыт, обрастать социальным капиталом, что обязательно принесет свои результаты. Важно понимать, какая специальность и вуз приблизят мечту ребенка и помогут максимально реализовать его потенциал.

КАК ДАВАТЬ РЕБЕНКУ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ?
1. Определите, за какие покупки он отвечает сам
2. Посчитайте вместе с ребенком, сколько на это нужно денег
3. Узнайте, какие финансовые цели есть у ребенка и сколько средств на них понадобится
4. Определите график выдачи – детям 5-7 лет раз в неделю, чем старше, тем реже
5. Строго следуйте графику – без стабильности ребенок не сможет ставить финансовые цели!
6. Определите, будет ли ребенок получать премии за дополнительную работу по дому