Текст: Марина Савко, Людмила Тугарина
Фото: Катерина Сипачева

С подиума — на сцену

Эксклюзивные фото из костюмерных Театра оперы и балета
С 22 мая по 6 июня в городе в 31-й раз пройдет Собиновский музыкальный фестиваль. Саратовский академический театр оперы и балета готовит мировую премьеру — балет «Вешние воды» по одноименной повести И. Тургенева.

Музыка к балету была написана специально по заказу театра современным композитором Владимиром Кобекиным. Его творчество знакомо местной публике по опере «Маргарита», за которую композитор в 2007-м получил премию «Золотая Маска». Хореографом-постановщиком «Вешних вод» выступил один из самых востребованных балетмейстеров России Кирилл Симонов. Его балет «Стальной скок» на саратовской сцене также был номинирован на «Золотую маску».

Действие истории Тургенева о несостоявшейся любви из конца XIX века будет перенесено в современность, поэтому герои предстанут перед зрителями не привычных балетных, а в «подиумных» костюмах. Стилисту World Club Марине Савко удалось заглянуть в костюмерный цех за неделю до премьеры и пообщаться с художником Ольгой Колесниковой.
— Ольга Владимировна, признаюсь, я просто очарована тем, что увидела. Роскошные платья, которые будут уместны на любом светском мероприятии. Но сразу возникает вопрос: как артисты будут в них танцевать?
— Не волнуйтесь, все платья сшиты из тканей, которые тянутся и не стесняют движения. По задумке режиссера сюжет балета разворачивается в наши дни, а современная жизнь требует раскованности, удобства. В балете принято подчеркивать талию, шить плотные лифы, здесь это диктовало бы ассоциацию с историческим костюмом, чего нам не хотелось. Поэтому силуэты более свободные.
— То есть эпоха, описанная у Тургенева, в костюмах не угадывается? У дам в это время обязательным условием был корсет и множество юбок, у мужчин — сюртук, двубортный жилет.
— Мы делаем легкие намеки на моду того времени. Например, главный герой носит удлиненный сюртук, но не классический, а взятый из современной мужской моды. У женщин на этот ассоциативный ряд работают фактура ткани, отделка. Фасоны платьев московские художники по костюмам Екатерина Злая и Александр Барменков заимствовали у лучших актуальных мировых дизайнеров, при этом материалы — кружево, бисер — создают некий налет ностальгии.
— Читала, что будут какие-то совершенно невообразимые аксессуары…
— Не буду раскрывать всех тайн, но подтвержу, что они вас удивят. Например, женщины вместо шляпок носят черные бархатные рога.
— Могли бы вы поделиться, как выбиралось стилевое решение спектакля?
— В этом спектакле я выступаю не как художник-постановщик, а как художник-технолог. Моя задача — воплотить идею московских коллег, которые работали вместе с постановщиком Кириллом Симоновым. Они создали общую концепцию, а я должна была подобрать ткани и адаптировать образы под каждого артиста.
— Передается ли характер героя через ткань, фактуру, цвет? Имеют ли они значение?
— Безусловно! В «Вешних водах» два основных цвета — черный и белый. Когда художник работает над спектаклем, особенно над масштабными сценами, надо четко обозначить для зрителя, где главный герой, а где массовка. Когда на сцене стоят балерины в красивых черных платьях, надо думать, как выделить главное действующее лицо. В отсутствии возможности использовать цвет на помощь приходит фасон — у Джеммы более сложное, интересное платье.
— Я обратила внимание, что платья расшиты бисером — это ручная работа?
— На спектакль было дано чуть более 2 месяцев, при этом необходимо было создать 120 костюмов. С ноля, с покупки материалов. Поэтому расшить вручную десятки платьев мы бы физически не смогли. При этом за счет отделки, сочетания тканей действительно будет казаться, что здесь много ручной работы — это именно то впечатление, которое я как художник хотела создать.
— Как быстро удалось подобрать ткани?
— Вы знаете, у меня опыт очень большой, более 80 спектаклей за плечами, и Бог как-то делает так, что все находится. Если человек занят своим делом, ему все помогает, вода на его колесо льется и льется… Как будто в магазинах знали, что мне сейчас потребуется та или иная ткань. И даже когда возникает заминка, все оказывается решаемым. Например, у офицеров в балете интересный цвет курток — кирпичный, надо было, чтобы он идеально сочетался с цветом брюк. А в магазинах «кирпичной» ткани не было — в итоге я нашла ткань, которую можно покрасить в нужный мне цвет, и костюм сложился.
— Статус мировой премьеры как-то обязывает, накладывает на вас дополнительную ответственность?
— Каждый спектакль я делаю настолько хорошо, насколько могу. В этом и заключается профессионализм — не выделять ни один из проектов, быть максимально честным.
Премьера спектакля «Вешние воды» состоится 23 мая.