Текст: Людмила Тугарина
фото: Катерина Сипачева
Правила съема
Кофейня – не фотостудия?
Казалось, Covid произвел полную зачистку информационного поля. Но на выжженной земле местного инстаграм-пространства в прошлую среду появился новый всход. Тема, которая взбудоражила общественность, никак не связана с возможным локдауном или спором о пользе масок. Оставить больше 350 комментариев людей сподвигли даже не массовый спил деревьев или снос исторических зданий в центре города. Самой волнующей темой недели оказался запрет владельцев кофейни @kafeteria_11 на проведение профессиональных фотосессий на их территории.
Куплю гараж
Год назад вся Россия отметилась в аккаунте Леди Гага после развода Ирины Шейк и Бредли Купера. Сейчас продают гаражи и обсуждают планы на Новый год под публикацией открывшегося в сентябре кафетерия. «Дорогие фотографы! Хотим обратить ваше внимание, что мы работаем в формате КОФЕЙНЯ, а не фотостудия. Для нас в приоритете комфорт наших гостей. Пейте кофе и наслаждайтесь интерьером. Мы очень рады гостям, и абсолютно не рады проведению фотосессий в рабочее время. По вопросам закрытых фотосессий пишите в личку», – такой текст появился в аккаунте кофейни под фото с перечеркнутым фотоаппаратом.

Если опустить «флуд», комментирующие разделились на два лагеря. Первый: «отстой в 2020 году писать такой пост. Лишаете себя рекламы, доп.заработка и статуса «современной кофейни». Второй: «люди вы просто шизанулись со своим маниакальным желанием фотографироваться. Подумайте о тех, кто просто пришел выпить кофе и поесть».

Неразрешимый спор тех, кто идет в кофейню за фото, и тех, кто идет туда же за кофе. Конфликт мировоззрений. Кстати, некоторые заведения из таких споров извлекают выгоду, позиционируя себя как места для digital detox и утверждая, что, отвлекаясь на смартфон, невозможно почувствовать вкус блюд. Вот, например, список подобных мест в Лондоне. Во Франции в кафе Le petit jardin после того, как вы первый раз «залипли в телефон», раздается свисток-предупреждение. А после второго раза вас удаляют с поля, то есть выпроваживают за двери.

Хотя в случае «Кафетерия 11» дело не в подобном позиционировании. Против использования телефонов и мобильной съемки администрация ничего не имеет. Камнем преткновения стали профессиональные фотосессии, подразумевающие смену образов, участие большой команды или передвижения по кафе в поисках разных ракурсов и локаций. Совладелец заведения Игорь Ефанов объясняет.
«Сделали пост, потому что накипело. Концепция кафетерия – место, где можно чувствовать себя, как дома. У нас всего пять столиков – заведение камерное и очень уютное. Изначально мы не были настроены против фотосессий, но столкнулись с тем, что люди «не видят берегов». Модели приносят по пять смен одежды, туалет используют как гримерку. Съемка идет по всему пространству кафетерия, что очень напрягает наших гостей».

Игорь Ефанов
Совладелец «Кафетерия 11»
Подтверждение его словам находится в комментариях под публикацией: «Есть у нас традиция ходить по выходным обедать с родителями, пришли сюда, все новое – всегда интересно… Как раз за соседним столом была фотосессия. Девочки меняли наряды в туалете, бегали туда-сюда, это все сопровождалось ржанием и топотом. Помещение ну очень маленькое, и невольно становишься участником фотосессии. Компания мужчин за соседним столиком сразу включилась в этот процесс, и тут девчушки совсем разошлись. Вообще как вы считаете, это норм?».

Есть и другие мнения от гостей: «Я была в вашем кафе на днях, за соседним столиком была как раз фотосессия. Она мне не то что не мешала, даже наоборот, привлекала внимание и повысила настроение на весь день».

Желающим посниматься в интерьерах заведения, разработанных архитектором Денисом Кульбаевым, владельцы «Кафетерия 11» предлагают проводить фотосессии в нерабочее время после согласования с руководством.
Кофейня – не фотостудия?
Как решается вопрос со съемками в других заведениях? По-разному.
«Мы спокойно относимся к проведению съемок на наших площадках. При этом просим соблюдать несколько условий: во-первых, предупреждать о фотосессии заранее. Во-вторых, при публикации снимков указывать локацию и отмечать наши аккаунты. Для заведений – это бесплатный PR, против которого я лично ничего не имею. Что касается обязательного заказа или депозита - мы это не практикуем. Официант всегда предложит сделать заказ, и в абсолютном большинстве люди адекватны и не откажутся от благодарности заведению в виде чашки кофе или десерта».

Андрей Табояков
Владелец сети кофеен «Кофе и шоколад», пабов Irish pub, роастерии M9 roasters
«Кофейня на Кирова прочно зарекомендовала себя как фотостудия. Не скрою, что периодически это раздражает не только персонал, но и гостей. Особенно, когда это все буквально превращается в костюмированный фотосет: и смена платьев, и даже нижнее белье пытались фотографировать. Но важно понять тот факт, что с фотографами и моделями нужно не бороться, а дружить. Не нарушать комфорт остальных гостей, но и не отказывать в фотосессии совсем. Мы разработали некие правила поведения: никаких макияжей и причесок, Боже упаси, лаков для волос. А самое главное – предварительная договорённость, это же не сложно».

Мария Шилова
Арт-директор кофеен Coupe
В некоторых ресторанах поток желающих пофотографироваться регулируют платой за съемку. Например, фотосессия в SOHO стоит 2500 рублей/час, а чтобы провести профессиональную съемку в Cambridge cafe, вам придется отдать 5000 рублей.
«Если есть спрос на фотосессии в заведении – значит угадали с интерьером. Соответственно, место модное и имеет возможность быстро стать узнаваемым. В случае с кафетерием людей больше зацепила манера общения маркетолога или даже хозяина заведения. Гость привык к другому общению, индивидуальному подходу. Поэтому такая реакция.

Почему мы берем деньги за съемку? Просто желающих очень много! Установленная цена – она не пугающая (такая же, как в красивых фотостудиях), но и немного сокращает количество тех, кто хочет прийти к нам только ради фото. В нашем случае на съемки приходят в основном свадьбы! Мы всегда тактично просим участников фотосессии не находиться рядом со столами, где уже отдыхают гости, не шуметь и по возможности поправлять мебель, если нужно было для фото что-то передвинуть. Все понимающе относятся! За 7,5 лет никакого негатива не происходило, все довольны, и мы тоже».

Ольга Пчелинцева
директор по маркетингу SOHO
«У нас очень красивые локации, и многие гости делают фото. Мы только за! Но! Что касается проведения профессиональных фотосессий, то это иной процесс. Он требует участия нескольких людей, постановочного света и т.д. Не всем нашим гостям хочется наблюдать это рядом с собой, они не для этого приехали. Поэтому мы просим записываться для проведения фотосессии заранее; это решает сразу ряд вопросов: мы не записываем на время, которое неудобно нашим гостям или фотографу и его клиенту; заранее выбранное время позволяет сделать фото во всех наших локациях, а не только в паре-тройке тех, которые наиболее известны. Да, мы установили определенную цену на проведение у нас фотосессии. Да, где-то за это денег не берут. Но наши правила таковы. Мы тратим далеко немалые суммы на создание той атмосферы, которая нравится нашим гостям. Ведь насколько я знаю, фотографы и их клиенты готовы платить за аренду фотозон, локаций в фотостудиях и так далее».

Юлия Ким
Cambridge cafe
Право имеют
Кто виноват и что делать? Простейший вариант: не тратить время на выяснение отношений и искать место, где съемкам будут рады. При этом принять тот факт, что позиция руководства кафе или ресторана относительно фотосессий может не совпадать с вашей, и заведение имеет на это полное право.
«Проведение съемок напрямую не относится к услуге общественного питания. Фотосессию в данном случае можно рассматривать как организацию банкета, на особых условиях, что обычно прописывается в меню, публикуется на сайтах заведений и иных страницах в интернете. Если заведение не хочет использовать такой формат оказания услуг, и проведение фотосессий отсутствует в меню, то об этом необходимо проинформировать потребителей. Или наоборот, как SOHO и Cambridge cafe, установить прайс за услугу. И это законно.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036 утверждены Правила оказания услуг общественного питания. В соответствии с ними Исполнитель (заведение общественного питания) вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ. Эти правила могут касаться ограничения курения, запрета на нахождение в верхней одежде или проведение профессиональной съемки».

Ирина Никтина
Руководитель ООО «Юридический центр «Ника»
Как запрет на фотосъемку повлияет на раскрутку заведения – вопрос отдельный. Но он в любом случае остается на усмотрении его владельцев.