Текст: Мария Соловьева
Иллюстрация: Вика Багама

Раннее развитие детей:

после трех НЕ поздно!
В конце 1970-х годов японский предприниматель, один из основателей компании Sony Масару Ибуки написал книгу о воспитании детей. В России она вышла с заголовком-приговором «После трех уже поздно» и была особенно популярна в середине нулевых, когда раннее развитие детей неожиданно стало обязанностью каждой сознательной мамы. Что сегодня говорят психологи о ранних обучающих методиках? Нужны ли ребенку знания с пеленок?
Мама VS ребенок: кому нужнее?

Раннее развитие — тренд, без которого современная мама не представляет воспитание ребенка. Считается, что начинать развивать малыша нужно чуть ли не с рождения — многие центры предлагают программы даже для 8-месячных детей.

— Если обратиться к нормам возрастной психологии, то можно выяснить, что подобные «развивашки» не только не помогают ребенку, но и часто идут во вред, — уверена Екатерина Сафонова, психолог портала «Я родитель». — Дети до года травматично переживают опыт разрыва с мамой, так как пока осознают себя как ее часть. В раннем возрасте (1−3 года) для развития вполне достаточно активного изучения окружающего мира. Дошкольники (4−6 лет) прекрасно социализируются в детском саду, а для готовности к школе им нужно не изучать математику и правописание, а играть в сюжетно-ролевые игры — только так сформируется важнейшее новообразование — произвольность, без которого адаптация к школе будет невозможной.

Так почему же современные мамы так полюбили «развивашки»? Причин несколько, объясняет Екатерина.

— Во-первых, с их помощью мамы освобождают свое время, когда с малышом занимаются другие люди. Во-вторых, так они справляются со страхом недодать чего-то, лишить возможности познать как можно больше. В-третьих, мамы проецируют на ребенка собственные детские травмы и стараются вложить в него больше, чем их родители. К сожалению, в погоне за лучшим современные женщины выбирают лучшее не для ребенка, а для себя, для своего спокойствия и удовлетворения.

Обучение общению

Что делать? Сказать развивающим центрам нет? Не спешите: в групповых занятиях есть и хорошие стороны.

— Во время занятия ребенок находится в окружении сверстников и учится общаться с другими, уважать их границы, спокойно дожидаясь своей очереди, — объясняет практический психолог и гештальт-терапевт Юлия Голубева, — мамы, в свою очередь, узнают новые игры, способы развития и дома самостоятельно продолжают тренировать различные умения ребенка.

Следовательно, в маме, занимающейся со своим малышом с раннего возраста, мы можем увидеть заботливого, ответственного человека, осознающего важность своевременного развития основных психических функций ребенка, а также его коммуникативных и моторных навыков.

Игра, а не знания

До года родители внимательно относятся к достижениям своих малышей и фиксируют, когда малыш начал сидеть, ходить и говорить. Некоторые мамы не без гордости сообщают о том, как учат годовалых детей читать и считать. Но эти знания — лишние для ребенка. В отличие от умения… играть. Психолог, автор и руководитель «Клуба увлеченных мам» Марина Суздалева рассказывает, что сегодня на первый план выходит признание права ребенка на игру и важности участия в этом процессе взрослого.

— Именно мама, или другой постоянный взрослый, становится проводником ребенка в мир игры, обучая его приемам и инструментам. В процессе малыш копирует и бытовые действия, которые совершают взрослые. Например, мама готовит, гладит белье, работает за компьютером, и ребенок совершает подобные действия со своими игрушками или предметами-заменителями, — считает Марина.

Кроме того, это полезное средство для того, чтобы понять свое чадо.

— Мама может увидеть причины капризов, непослушания, страхов ребенка и их проработать. Настоящая игра с ребенком предполагает полную включенность взрослого в этот процесс, и для современной мамы это зачастую единственная возможность в течение дня уделить внимание только ребенку. Дети, с которыми начинают играть мамы, меняются на глазах: становятся более самостоятельными, активными в творчестве, охотно воспроизводят и развивают сюжеты, предложенные мамой, быстро схватывают новые знания, проявляют познавательный интерес, — продолжает психолог.

Чтобы не усложнять ребенку жизнь, родителям нужно разделять понятия и не маскировать за игрой раннее обучение, когда ребенок находится в пассивной позиции, не имеет возможности проявлять собственную инициативу, «загружается» знаниями не по возрасту, не имеющими связи с его практической жизнью.