Текст: Мария Карманова
Фото: Юрий Пузанов
Средневековый Укек
Дмитрия Кубанкина
Археолог Дмитрий Кубанкин рассказывает, как наша повседневность отражается и сохраняется на века в окружающих нас предметах
Формулировка «дело жизни» начинает играть новыми гранями, когда речь заходит о восстановлении истории ушедшего города. Любопытство, упорство и энергия археологов оказываются способными воссоздать из праха средневековый город. Не только вытянуть на поверхность постройки, улицы и достопримечательности, но и заставить их рассказывать истории, объяснять отношения людей и описывать бытовой уклад. Так делом одной жизни – в нашем случае археолога Дмитрия Кубанкина – становится жизнь нескольких поколений, а его опыт и исследовательская практика дают возможность понять, как наша повседневность отражается и сохраняется на века в окружающих нас предметах.
«Укек для меня – дело жизни, так и есть. Просто жизнь – понятие широкое, одним делом не ограничивается. Какой-то одной точки входа, с которой начинается отсчет моей связи с этим местом, для меня нет; их несколько. Одна из них – первая, еще школьная работа, попытка собрать все о городе. Тогда оказалось, что собирать нечего: город есть, а исследований нет, раскопки в начале ХХ века были, сто лет прошло, а картины города не существует. Я тогда прочитал, что Укек погиб и ничего не сохранилось, приехал – а там черепки средневековые под ногами лежат. Ну вот же! Тогда впервые стало понятно, что забвение несправедливое. Следующей точкой стали раскопки, которые начали давать интересные результаты, – аппетит пришел. И третий важный момент – фестиваль «Один день из жизни средневекового города», когда после его окончания я ощутил, что месту хорошо. Правда ли Укек так с тобой разговаривает, не знаю, но ощущение было приятное.

Проблема большинства археологовв том, что они не работают с научпопом ине хотят оживлять историю для других. Я, может, этим бы тоже не занимался, но приходится доказывать, что твое дело интересно. А когда рассказываешь другим, многое поясняешь себе. Археология – одна из немногих наук, которая может показать, что то, что исчезло, не исчезло совсем и имеет потенциал к раскрытию, который определяется только развитием науки.

Археология овеяна шлейфом романтизма, каждый третий мне говорит, что в детстве мечтал стать археологом. Азарт, поиск, клады, загадки – то, чего ждут, а на деле – это выносливость, терпение и методичность, когда выбрал одну точку и постоянно в нее бьешь. С другой стороны, реальность раскопок часто уводит от того, что ты себе запланировал. Важно, чтобы цель и процесс были на равных. Если всю жизнь убиваешься ради цели, но тебе не нравится путь, это тяжело. А если будет путь со светом в конце, и ты будешь освещать все вокруг и даже в подворотни заглядывать с фонарем – это гармония. Ведь дело жизни – это процесс».

Дмитрий Кубанкин
Археолог
КОМПЛЕКС ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА
Здесь речь идет о небывалой археологической удаче, ведь раскопки Укека ведутся в жилом секторе сегодняшнего Увека, в огородах, на очень небольших участках. И тут – ткнули пальцем в небо, а попали в звезду! Тогда в 2010-2011 годах для нас это была одна из первых раскопок в черте средневекового города, до этого мы занимались загородным некрополем. А здесь нам открылась часть храма с поворотом алтарной апсидной части, к тому же попала пристройка с подвальным помещением. Там нас и ждали главные открытия: на рубеже XIII-XIV веков в храме произошел пожар, и все, что хранилось в подвале, погибло в огне. И для археолога – а мы смогли увидеть даже капли в земле от тушения пожара – это кладезь информации. Мы восстановили картину: подвал держался на мощных дубовых столбах, в нем хранилась парадная посуда, изысканные деревянные изделия, амфоры с вином из Трапезунда объемом 40-50 литров и множество припасов. Парадоксально, но именно пожар законсервировал находки, ведь органика в нашей почве сохраняется крайне редко. А здесь были хлебные лепешки, просо, инжир, барбарис, кориандр, нут, даже рисовая каша – археоботаники определили культуры со всего мира в одном подвале. Находка этого закрытого комплекса, в котором все было сохранено в первозданном виде, помогла многое понять об Укеке. Город, в котором уживались различные религии, традиции и этносы, город на пересечении торговых путей, город – плавильный котел – все эти качества обусловливались монгольской традицией уважать всех богов, а подкреплялись экономически: священнослужители разных религий не облагались податями, а храмам предоставляли землю. Позднее в XIV веке с принятием ислама как официальной религии в Золотой Орде на государственные должности выбирались только мусульмане, но поликонфессиональность наравне с полиэтничностью сохранялись и тогда.
СТЕКЛЯННАЯ ШПИЛЬКА
Это уникальный экспонат по сохранности, редкости и истории, которую он способен рассказать. Она была найдена на большой глубине, ребята достали из слоя земли предмет, заигравший яркими отблесками на солнце. Долгое нахождение в земле вообще-то способствует утрате лоска любого предмета, и нужно много времени и сил, чтобы придать ему первоначальный вид. Я недоумевал, неужели мы пропустили мусорную яму и попался пластик? Но нет, это была средневековая шпилька для волос, у которой утрачен только острый кончик! Дальше по составу стекла мы убедились, что она из Китая. Ее шляпка исполнена в виде разрезанного граната – это символическое пожелание мужского потомства в семье. Подобные находки на тот момент были только в Китае, но благодаря моей публикации многие коллеги начали понимать, что у них есть такие фрагменты. А вокруг вещисразу выстроилась история: некая модница со сложной прической, которая могла позволить себе очень дорогие вещи, идя по Укеку, выронила шпильку. Та укатилась и нашлась спустя семь с половиной веков!
ДИГИРНАЯ УСТАНОВКА
Важно понимать, что Укек не существовал сам по себе, он был городским центром в сети сельских поселений, которые питали его и имели широкую географию. Уклад жизни, изучение быта и традиций – тоже предмет нашего интереса. В апреле в «Историческом парке» откроется выставка «Город Укек и его округа». При раскопках золотоордынского поселения в Шумейке обнаружили два дигирных сосуда, мы решили изготовить для выставки полноценную дигирную установку. Нам сегодня трудно представить это в быту, но подобные механизмы использовали на территории Поволжья вплоть до начала ХХ века. Это установка в виде колеса с закрепленными на нем сосудами, которая помогает поднять воду из водоема или колодца. Колесо погружается нижней частью в воду, сосуды наполняются и, поднимаясь наверх, меняют угол и выплескивают ее в желоб, а оттуда вода поступает в арыки или открытые водохранилища. В движение такой механизм приводится еще одним горизонтальным колесом, которое тянет животное. Сам факт поливного земледелия говорит о развитии региона и о его статусе средневековой житницы, которая питала и нижнее засушливое Поволжье, и поставляла зерно вплоть до Венеции и Генуи.
СФЕРОКОНУС
Загадочная находка, которая долгое время не давала покоя исследователям: бомба, метательный снаряд, сосуд для шампанского – чем только его не считали. Мне пришлось встретить такой на рынке в Бухаре, где часто торгуют приправленной легендами археологией. Слушать продавца я не стал, сразу спросил: «Симоб-кузача?» Он округлил глаза – подкованных туристов встречал не часто. В Укеке мы находили и испанские, и среднеазиатские подобные сосуды, а в 2019 году на раскопках ювелирной мастерской нашли целое скопление – до сотни фрагментов и несколько десятков целых. Этот сосуд с острым коническим дном, округлой сферой туловища и носиком использовался для хранения ртути, которую применяли для серебрения и золочения. Растворяли маленький кусочек золота в ртути, наносили на предмет, ртуть испарялась, а тонкий слой металла оставался. О вреде ртутных паров тогда не подозревали. А золотые изделия пробовали на зуб – не сотрется ли ценный слой.
МОГИЛЬНАЯ ПЛИТА
Эта находка была сделана еще в начале прошлого века, но ждала своего толкователя сотню лет. Первым, кто читал надпись на надгробном камне, был саратовский мулла Енгалычев: «Да будет над ним благословение Божие в изобилии. Ях'и сына Мухаммеда это есть могила. 697 год хиджры». А в 2022-м толкованием надписи занялся кандидат исторических наук Игорь Волков. Он обратил внимание на имя – Мухамед оглу Аргун. Мусульманское имя Мухамед через редко употреблявшееся в Золотой Орде слово «оглу» или «оглы» – «сын» – ведет к монгольскому имени Аргун. Родитель покойника не был мусульманином, а дата – 24 августа 1298 – говорит о том, что Мухамед принял ислам, когда он еще не стал официальной религией в государстве.

В итоге камень отражает целую судьбу, которая показывает, насколько разнообразной была этническая и конфессиональная жизнь Золотой Орды, и какими разными были горожане средневекового Укека.