Текст: София Соколова, Максим Музалевский
Фото: Максим Музалевский
8 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ ЛЕТОМ В САРАТОВЕ
Проект «Фототропа» уже несколько лет объединяет жителей нашего города, которые любят открывать для себя новые места. Этой весной его руководитель Максим Музалевский выпустил книгу «220 вещей, которые нужно сделать в Саратове» – узнали у автора о ней подробнее и попросили сделать подборку идей на лето.
О ПРОЕКТЕ

Все началось с туристических поездок в далеком 2009 году: компания друзей путешествовала на микроавтобусе с фотоаппаратами в руках. За пять лет количество желающих присоединиться к ним выросло настолько, что любимое хобби организаторов превратилось в постоянное дело и появился проект «Фототропа». Его цель – открыть неочевидные достопримечательности нашего города и его окрестностей. Название выбрано не случайно: отличительной особенностью проекта является его внимание к фотографии. Это и отдельные поездки, посвященные различным фотоприемам (съемка на закате, работа с ярким светом и др.), и экскурсии, включающие в себя стилизованные фотосессии (в старинных усадьбах, народных костюмах, исторических масках), и даже конкурсына лучшие кадры, сделанные во время поездок. «Фототропа» – это не просто компания, организующая путешествия, а настоящий клуб друзей, в котором состоят люди, готовые видеть новое вокруг себя и открывать новое в себе.

МАКСИМ МУЗАЛЕВСКИЙ
Создатель проекта «Фототропа»
КНИГА

В прошлом году руководитель проекта Максим Музалевский в своем телеграм-канале публиковал идеи, чем заняться в Саратове в разное время года. Посты получили множество реакций, что заставило гида задуматься о создании путеводителя: «Весна – время изменений и обновлений. В мае прошлого года особенно хотелось добавить красок в жизнь, и я решил, что лучший способ это сделать – поделиться интересными идеями, которые станут яркими воспоминаниями. Неважно, впервые вы в Саратове или давно здесь живете, книгу я писал для всех, кто хочет увидеть наш город разнообразным, красивым, живым». В списке «вещей» есть как очевидные (например, посетить музей имени Радищева), так и совершенно неожиданные: походить с каштаном в кармане, устроить спиритический сеанс, прогуляться по подъездам старых домов. Прелесть книги в ее пестроте: все перемешано между собой, и вы не знаете, какую идею увидите на следующей странице. Перфекционисты, не волнуйтесь! В конце есть указатель по тематическим разделам, чтобы легко ориентироваться: для тех, кто приехал на один день; кто хочет сделать странные вещи; кто отдыхает с детьми и т.д. Также в книге вы найдете множество полезных ссылок и адресов.
ПЛАНЫ

Книга понравится и друзьям проекта, и тем, кто только начинает знакомство с городом. Автор советует пользоваться ею как настоящим путеводителем: не пролистать за один вечер и поставить на полку, а постепенно реализовывать идею за идеей. Сам Максим планирует запустить подобный цикл постов про Саратовскую область, что может стать следующим витком книжного проекта.
#1 ПРОВЕСТИ УТРО НА БЛОШИНОМ РЫНКЕ

Блошиный рынок – аналог нашей памяти. Все самое ценное хранится в сервантах и стеклянных горках, чуть менее ценное, но все же не поддающееся выбрасыванию, – на антресолях и чердаках, а потерявшее для нас смысл уходит на блошиный рынок памяти. Уходит, чтобы дать место в чертогах нашего разума новым впечатлениям и воспоминаниям. Но иногда стоит ухватиться за какое-то старое воспоминание, пусть даже стершееся и невзрачное, чтобы найти ему место в структуре вашего «я». Вот и на блошином рынке вы идете через ряды с DVD-дисками, мебельной фурнитурой, старыми часами, пожелтевшими открытками, чтобы вдруг блеснуло что-то важное для вас.

Зачем? Почувствовать себя за кулисами вокзалов времени (если вы поклонник Роберта Асприна) или на плавучем рынке (если любитель Нила Геймана). Затаить дыхание и выдохнуть, когда вернетесь в обычный мир. Испытать азарт охотника, выискивая среди моря ненужностей то, что несет для вас смысл.

#2 УСТРОИТЬ ЗАВТРАК В ПАРКЕ ИЛИ НА НАБЕРЕЖНОЙ

Обычно мы завтракаем дома на бегу или перекусываем на работе. Если хочется побаловать себя – то заказываем в одной из кофеен круассан с семгой или яичницу с вялеными томатами. Между тем, в городе полно мест, где можно устроить небольшой утренний пикник по дороге на работу с прекрасным видом. Надо только встать чуть пораньше. Честно говоря, я удивляюсь, почему каждое утро саратовцы не завтракают (или не устраивают ланч) на парапете Набережной, на лавочках в Липках или на скамейках у Консерватории. Помимо бешеного темпа жизни, возможно, играет роль какой-то стереотип: ну кто перекусывает куском хлеба на лавочке? Специально для этого хочу сказать, что сотрудники финансовых компаний в лондонском Сити, зарабатывающие в год десятки тысяч фунтов, очень часто съедают свой ланч, сидя в офисных костюмах прямо на мраморных ступеньках биржи или у подножия памятника Доброму пастырю.

Зачем? Небольшой релакс перед рабочим днем (или в середине оного).

#3 ПОИСКАТЬ САРАТОВСКИЕ ГАЛДАРЕЙКИ

С этими застекленными галереями в старых домах есть одна филологическая (да, как ни странно) проблема. Как их правильно называть? Те, кого я спрашивал, предлагали варианты «веранда» или «терраса». Слова красивые, но для массового использования в мещанской среде XIX века они мне кажутся слишком возвышенными. Сени? Да, некоторые галереи выполняют функции сеней, но другие – нет. В Вологодской и Архангельской областях такие конструкции называют «галдарейки» – просторечное от «галерейка», «галерея». Мне (и некоторым моим друзьям) нравится это слово, и я его использую.

Зачем? Галдарейки – кусочки старого, доброго, керосиново-лампового, стеклянно-деревянного Саратова. Глядя на них, ты будто перебираешь свои старые детские игрушки. А фотографируя, сохраняешь для будущих игроков. Хотя бы виртуальных.

#4 ОБНАРУЖИТЬ ГОРОДСКИЕ ПАРАДОКСЫ

Что такое «городской парадокс»? Архитектор Куба Снопек, один из исследователей этого понятия, говорит: «Очень важно находить новые явления, на которых можно учиться. Почему городские парадоксы? Парадоксы – это что-то, что не может существовать в теории, потому что это противоречия, но существует на практике, и обычно эти парадоксальные ситуации говорят нам о том, что появляется что-то новое, какая-то новая жизнь». Для меня городские парадоксы – более широкое понятие, которое не всегда говорит о появлении нового, иногда в парадоксальной форме может и уходить старое. Но парадокс – это всегда сочетание несочетаемого. Это и стихийная выставка ретро-автомобилей на обочине автосвалки; и образ из триллера на детской площадке, и роскошное кожаное кресло на тротуаре... Вы можете интуитивно найти свое понимание городского парадокса.

Зачем? Выйти на новый уровень понимания города.

#5 ПРЕВРАТИТЬ САРАТОВСКИЕ ОСОБНЯКИ В «ТИТАНИКИ»

Дождливая погода – интересная возможность по-новому увидеть знакомые здания, превратив их в лайнеры, рассекающие водную гладь. Не лайфхак, но совет. Переверните телефон так, чтобы объектив был ближе к земле и подносите телефон как можно ближе к поверхности лужи или просто мокрому асфальту. Чем ближе вы поднесете камеру к отражающей поверхности, тем больше будет иллюзия.

Зачем? Хороший повод вытащить себя на прогулку, если погода активно говорит «нет».

#6 НАЙТИ В САРАТОВЕ ДЮЖИНУ ГОТИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ

Вот ТОП-12 домов, на которые я бы обратил внимание. Попробуйте объединить их в одной прогулке и найти что-то, не включенное в список:

1. Консерватория. Ландмарк нашего города. Кстати, первая версия здания была ближе к неорусскому стилю и именно желания саратовцев привели к перестройке в неоготике.
2. Фабрика «Кизнер и Глок». Крошечный, но прекрасный пример немецкой промышленной готики.
3. Жилые дома по улице Волжской, 1-3. Яркий пример гражданской переселенческой архитектуры. Обратите внимание на треугольные выступы – так называемые «щипцы», это классическая примета готики.
4. Дом братьев Грингоф. Не совсем готика, но вальмовая крыша явно отсылает к северо-немецкой архитектуре.
5. Малая мельница Шмидтов. Кусочек некогда огромной империи Шмидтов, самый яркий пример «большого стиля» в промышленной немецкой неоготике Поволжья.
6. Большая мельница Шмидтов. То, что от нее осталось, сейчас называется «Амбар Шмидта». Внутри мастерская «Колокол» и другие организации, поэтому можно зайти во двор и спуститься в подвал, посмотреть старую кладку.
7. Мельница Борелей. Оцените решетку на крыше.
8. Дом Эрта. Прекрасные готические окна и реклама-призрак на стене.
9. Усадьба Шортана (Кожевникова). Вся готика – на фасаде, повернутом к Волге, так что надо зайти во двор.
10. Дом Немецкого общества. Его нужно поискать во дворике на углу Чапаева и Советской.
11. Главное здание Селекционной станции. С него началась наша летняя серия #50 вещей, но если вы еще не побывали там, вот вам повод.
12. Собор святого Климента. Сам собор вы увидите только на фотографиях, но в проулке между «Пионером» и магазином «Чай» можно найти остатки арок и перегородчатого пояса.

Зачем? Устремиться мыслями в небо, вслед за шпилями и пинаклями.

#7 СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ В МОДЕРНИСТСКОМ ШАРЕ В ДЕТСКОМ ПАРКЕ

Скульптура, которая называется «Рыба-кит», стоит на детской площадке. Восхищала она меня давно, но ее удивительную историю я узнал, только готовя этот пост. Процитирую архитектора Андрея Мушту (по сайту oldsaratov.ru): «Я встречал похожий шар в книжках по благоустройству территорий 1960-х годов, там была указана какая-то из скандинавских стран. Шар для Детского парка спроектировал и непосредственно лепил замечательный саратовский архитектор Геннадий Иванович Коваленко. Когда Г.И. Коваленко учился в МАрхИ, он увлекался творчеством Нимейера и Ээро Сааринена и их пластическими экспериментами. В эпоху длинных причесок брился наголо и носил светлую одежду, как его любимый Нимейер. Его дипломный проект был настолько скульптурен, что макет он делал из пластилина».

Зачем? Прикоснуться к настоящему искусству там, где не ожидаешь. Шар – настоящий шедевр, который увлекает тебя, манит заглянуть внутрь, а потом и забраться туда, выглянув изнутри наружу.

#8 ПОПРОСИТЬ КОНСТАНТИНА ФЕДИНА ВЫПИТЬ ЗА ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Памятник писателю К. Федину на улице Октябрьской изображает писателя сидящим в задумчивости с трубкой в руке. Федин действительно курил трубку. Но многие считают, что не трубку он держит там! А рюмку с водкой. И только вы отвернетесь, он – хоп! – и выпьет ее. А затем будет ждать, пока рюмка не наполнится снова (она волшебная, конечно, неосушаемая).

Зачем? Если громко и четко, глядя в глаза писателю, попросить его выпить за ваше здоровье (удачу, успех), то он обязательно выполнит вашу просьбу – только когда вы отвернетесь – и ваше пожелание будет исполнено.