Текст: Анна Федорова • Фото: Фонд развития современного искусства

Взрослый выбор

Проект Творческого союза художников России и Фонда развития современного искусства
С 10 апреля по 11 мая в Радищевском музее на Первомайской, 75 пройдет выставка «Актуальная Россия. Взрослый выбор» — проект Творческого союза художников России и Фонда развития современного искусства. Это третья коллективная выставка, на которой собраны главные тенденции современного искусства страны. Перед саратовской премьерой World Club встретился с Иваном Демидовым, который сейчас руководит ФРСИ, и поговорил с ним о саратовских школьницах, роли интерпретаторов в искусстве, взрослом выборе и «картинках», которые нравятся людям.
— Когда вы были в Саратове в прошлом году, вы говорили, что являетесь посредником между государством и современным искусством. Иван Иванович, вы руководите фондом четвертый год, скажите, это посредничество удачное? Получается выстраивать диалог?
— У меня роль некоего лоббиста и контактера. В ней нет никакого пафоса. С одной стороны, результат моей работы сложно измерить, с другой — 4 года назад Министерство культуры, например, в документах почти не употребляло выражение «соверменная драматургия», а сейчас это очевидная норма. С современной живописью то же самое. Это [принятие современного искусства] - медленная история. Сначала меняется настроение, потом дела и поступки.
— А что с обычными людьми. Искусство, оно для масс?
— Искусство для всех, дальше начинаются подробности. Мы скорее всего, толковники, которые пытаются заземлить первопроходцев или освоить после них места обитания. Людей по всему миру сейчас окружает актуальное искусство. Ваши гаджеты забиты новыми картинками, новыми событиями и поступками. Вы можете не внедрять их в свою жизнь, не развешивать картинки в своей комнате. Но они к вам уже пришли.
— Здесь можно спорить. Если мы говорим про Москву и Петербург, это так. Но если мы возьмем десять человек из провинции, двое их них будут в курсе актуального искусства, принимают его и стараются понять, а остальные восемь ему сопротивляются или игнорируют. Что с этим делать?
— Когда мы говорим, что человек в курсе или не в курсе современного искусства, мы говорим о подготовленном обществе, которое понимает, что от Москвы и до Амстердама совриск, примерно, одинаковый. Оно знает героев и понимает язык, на котором эти герои говорят. Я же всегда работаю с современным искусством в другом прочтении. Если саратовским школьницам сказать, что коралловый — цвет 2019 года, они могут не париться, кто выбирал, что за институции, как это происходило. Просто они начнут покупать коралловые майки, красить коралловым цветом ноготочки. Да они даже могут не догадаться, что они в тренде, что они в новой эстетике. Я считаю, что у нас в стране современное искусство пришло с багажом институций, правил, в этом есть некая проблема.
— Современное искусство снобское?
— Да, оно получилось немного закрытым и сектантским. Но если говорить о словах, о языке, о том, что Шнуров абсолютно такой же постмодернист, как и его коллеги на западе. Что все реперы — это литература постмодерна. Люди слушают язык, построенный по законам постмодерна. Вряд ли молодые люди вешают какой-то плакат с березками.
— Они вешают стикеры.
— Но это тоже продукция совриска. Поэтому они потребители и участники, им просто про это не сказали.
— Хорошо, но это больше про молодежь. А что с теми, кто старше? Как вы с ними строите коммуникацию?
— Я пытаюсь построить коммуникацию с человеком, который все равно является потребителем эстетики, звуков, литературы, эмоций. Грубо говоря, я спрашиваю: «Тебе картинки нравятся, ты картинки любишь?» Он говорит: «Люблю». И я привожу ему картинки. Он смотрит и говорит: «Как неожиданно!». Ему «картинка» нравится как человеку. Если мы будем представлять искусство как закрытый клуб, говорить: «Ты к нему подготовься, поучись», начинать с обжигающей провокации, то, конечно, мы получим плохую репутацию современного искусства.
— Важно ли для вас не только показать «картинку», но и сподвигнуть человека к ее изучению?
— Мы для этого работаем. Есть закон: только такие работы и вызывают интерес [которые нужно изучать]. Человек, получив эстетический шок от чего-то в области искусства, поначалу обжигается, а потом это засело в его голове, и все. Я не знаю, кто в наше быстрое время захочет пойти глубже. Заставить вглядываться до смерти мы не можем, это выбор зрителя.
В экспозиции «Актуальная Россия. Взрослый выбор» собраны знаковые произведения и новые работы за 2018 год. Это картины, цифровая живопись, скульптура, инсталляции, всего 71 работа. Все произведения пытаются ответить на вопросы «теста на взрослость». Темой взросления задаются и саратовские художники. Злата Улитина и Игорь Петров участвовали в премьерном, московском, показе.
— В «Актуальной России» под картинами нет экспликации. Вы специально так сделали?
— Каждый год «Актуальная Россия» очень разная. В какой-то степени это обзор итогов года. Мы начали утяжелять выставку работами, над которыми, мы, очень надеемся, зритель зависнет. Сейчас во всем искусстве возросла роль интерпретаторов. Когда ты смотришь на Красный круг («Красный круг на черной поверхности», Илья Чашник 1925 год, — прим. ред.), появляется человек, который скажет: «Это не просто Красный круг!». В этом есть ловушка, ведь ты же должен сам решить, что это такое. Если получилось самостоятельно понять, это победа. Мы к этому стремимся, делая выставку. Но если саратовская сила в середине выставки скажет: «Нет, объясните нам!», то мы повесим объяснялки.
— В этом году у вас вышло мобильное приложение «Актуальная Россия». Зачем, если объяснять работы вы не хотите?
— Скажу честно, первая мысль была «Как в этот раз должен выглядеть каталог?». Потом мы решили, что в XXI веке каталог может быть электронный. У нас есть надежда, что мобильное приложение продержится с человеком дольше, чем закинутая на книжную полку брошюра выставки. Мы планируем его развивать, до конца года будем присылать пользователям уведомления и добавим функцию «Собрать свою выставку».
— Позапрошлую выставку вы назвали буржуазной, прошлую — нервной. Эта какая?
— Спокойно-триумфальная. В головах зрителей бренд оформился. «Актуальная Россия» для кураторов и художников стала постоянным базовым событием. Мы вписаны в арт-распорядок их жизни.
— Почему вы все-таки назвали выставку «Взрослый выбор»? Вообще, может ли художник быть взрослым?
— Сейчас очень много говорят о молодежи. Этот тренд живет лет 50 на самом деле, но такими мерками новое поколение не мыслит, им кажется, что все происходит сейчас. Нашей стране сколько лет? Тысяча, сто или двадцать пять?
— Смотря откуда считать.
— Вот. Если мы говорим о новой конфигурации России, то у меня складывается ощущение, что пора взрослеть. Мы все за эти четверть века попробовали, во все вляпались, отовсюду выбрались. Мы решили этот этап взросления посмотреть. Что такое 25 лет для человека? У него порывы прекратились? Нет, конечно, просто он теперь должен понимать последствия этих порывов.
— Художнику тоже важно думать о последствиях?
— Я считаю, это часть его свободы. Настоящие, глубокие вещи в детстве не создашь. Это не касается возраста. Много культурных продуктов сейчас сделаны на основе страданий. Они искренние, я понимаю. Но с чего человек вдруг ныряет в ужас. Он не на войне, не в голоде, не в плену. Но как взрослый человек я смотрю и думаю, ну чего же ты переживаешь? Сейчас люди рвут себя из-за внутренних придумок, а не из-за того, что столкнулись с ужасами жизни.
— Как к вам авторы попадают?
— У нас представлена вся Россия. Мы первым критерием считаем принадлежность к современному искусству, его эстетика должна сохраняться. Дальше — вкусовая работа куратора.
— В каждом городе, куда приедет «Актуальная Россия», добавятся несколько местных авторов. Это какой-то специальный выбор?
— У нас тут демократический прицепной вагон, мы ждем, чтобы нам что-то предложили, смотрим на это и понимаем, что автор вписывается. У нас никакая комиссия не заседает. Есть место на стенке — вешаем, если они стопроцентно наши.
— Почему с Саратова начинаете выставляться по России?
— Я с Саратовом завязался давно. Мы начали со складов Рейнеке, потом был Хвалынск. Ваш город — хорошая отправная точка, чтобы потом поехать по России. Я вам сейчас расскажу один эксклюзив. Мы дарили Хвалынску коня, в этом году подарим беседку Хармса. Есть еще один проект, но о нем я позже расскажу, когда приеду в Саратов.