Текст: Людмила Тугарина Фото: Ольга Дерегузова
Worldclub_стиль:
Юлия Бертман
Арт-директор Европейский fashion group о культуре потребления
Новая героиня нашей постоянной рубрики о стиле — арт-директор Европейский fashion group Юлия Берман. В этом интервью она расскажет, как относится к масс-маркету и почему люкс — это высокая культура потребления.
Ты, наверняка, не раз слышала о противопоставлении изменчивой моды, которая обрекает нас на вечный бег, и стиля, позволяющего выйти из этой гонки победителем, даже не заступая на старт. Ты в какой партии — стильных или модных?

Бешеный темп в этой гонке за трендами сейчас задает масс-маркет, который тащит у разных брендов первого эшелона всего по чуть-чуть и бросается из крайности в крайность. Сегодня маст-хэв — это лаковая юбка, завтра — неоновый лонгслив. При этом всё очень
некачественное, пластиковое — вещи выйдут из строя, даже не успев выйти из моды. Как минимум, должна быть качественная база: джинсы, брюки, пальто, трикотаж, обязательно сумка и обувь. Масс-маркет-бренды я рассматриваю больше для покупки чего-то необычного и не на каждый день, не вижу в этом ничего плохого.
У тебя в ответе на предыдущий вопрос прозвучала явная нота неприязни в отношении масс-маркета. При этом из нашего любимого инстаграмчика fashionistas говорят: «Ребята, какой люкс? Зачем вам тратить деньги? Идите в ZARA или Mango и оденьтесь так, что все ахнут».

Я считаю, что это лукавство, если мы сейчас говорим о fashionistas на уровне страны. Работа и реклама — одно дело, предлагают разместить пост про костюм из полиэстра за условные 3000 рублей и платят за это деньги — они рекламируют, а в жизни предпочитают другое. Те же инстаграм-стилисты, визажисты и фотографы, переехав из Саратова в Москву, начинают выбирать другой продукт. На одном фото появляется сумочка Valentino, на другом — туфли Gucci или свитер Pinko. В столице тебя точно встречают по одежке, а зачастую по ней и провожают. Для Саратова это, конечно, не так актуально, но то, что можно одеться на 5000 с ног до головы так, чтобы это выглядело на миллион — явная дезинформация.

Везде обман?

Не то чтобы обман. Просто следование интересам своих подписчиков. Аккаунты блогеров ориентированы на очень широкую аудиторию, и этой аудитории не интересно, как собрать look из вещей сегмента люкс. Так и появляются подборки из H&M и Zara. При этом в обычной жизни сами девушки стремятся к middle- или premium-сегменту, предложи им сейчас носить только это — уверена, они не откажутся. Когда ты начинаешь носить эти вещи, назад спускаться трудно.

Окей, с этим понятно: девочки немножко лукавят для того, чтобы захватить широкую аудиторию. Но часто и от вполне состоятельных людей приходится слышать: «Откуда такие цены?». 55 тысяч за кроссовки Balenciaga, 110 000 за хлопковое платье Gucci?..

Ты покупала кроссовки за 55 тысяч или платье за 110?

Нет.

Тогда я не смогу тебе этого объяснить. К этому нужно прийти самому, прожить не совсем обычную жизнь, занять, наверное, не самое простое положение в обществе, да и внутри себя. Или просто любить это. Можно еще один вопрос?

Конечно!

Вот ты, Люсь, в Париже. И перед тобой Лувр. На улице холодно, а в Лувр очередь. А рядом стоит такой же музей, может, не такой красивый снаружи, но тоже большой и приличный, да и без очереди. Правда, внутри нет Леонардо, Рафаэля, Брейгеля, но просто хорошие художники, с виду очень похожие. Так ты в очереди постоишь или как?

Поймала меня! Конечно, постою! Лувр — это Лувр.

В H&M представлены брюки, кофты, платья, ничего особенного, никакого ажиотажа. Но почему, когда у H&M выходит коллаборация с очередным брендом вроде Versace, Balmain, Giambattista Valli, Kenzo, люди занимают очередь за сутки у входа и скупают все за час? Эпоха Возрождения началась тогда, когда пал Второй Рим, библиотека перешла к итальянцам и туда пришли знания, постепенно искусство нашло новое воплощение. Если углубиться, практически каждый из самых знаменитых художников мира пробовал себя в дизайнерском поприще. Я сама рисую, поэтому мне это интересно, и я это понимаю.
Расскажи, как ты пришла работать в Европейский fashion group и почему именно туда? У тебя наверняка был выбор…

Вообще-то не было! Я считаю, что в категории люксовых брендов мы в Саратове сейчас одни (смеется).

Так, на этом моменте читатели округлили глаза…

Помнишь у Булгакова «Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!». Говорим «люксовый бутик» — подразумеваем постоянное пополнение коллекции, расширение ассортимента, актуальные
коллекции. Если у вас висят вещи двух-пятилетней давности, то это вроде ещё не винтаж, но уже точно не «первая свежесть».

Если мы завели такой откровенный диалог, давай поговорим про подделки. Часто же приходится слышать «Где Саратов, где Saint Laurent?», «Где наши ямы на дорогах, а где Gucci»?

О, это излюбленная тема для разговоров в новой компании! Раньше я могла вступить в дискуссию, пыталась доказать, показать. Сейчас все проще — предлагаю таким людям супер-игру: я ставлю миллион, вы — сто тысяч, мы берем любую вещь из наших трёх бутиков и заказываем экспертизу. После этого желание спорить почему-то сразу исчезает. Забавно, что такие комментарии обычно отпускают люди, которые максимально далеки от темы люкса. У человека, который в это так или иначе погружен, вопрос отпадает сразу, потому что есть понимание актуальности и наполненности коллекции, а также качества вещей.

А что касается разговоров про ямы на дорогах и Саратов как место, где не может быть ничего премиального, — почему-то никто не сомневается в оригинальности BMW, Mercedes, Porsche, которые по этим дорогам ездят. Другой вопрос — что далеко не все, кто покупает автомобили этих брендов, носят «люкс».

Не покупают, потому что машины в кредит и ресурсов на одежду не осталось?

Нет, не обязательно, но не каждый ходит в театры или в картинные галереи, не каждый читает художественную литературу. Это вопрос о расстановке приоритетов — кто-то ездит на Мерседесе, при этом смотрит вечером ТНТ.

То есть в твоём понимании люкс — это высокая культура потребления?

Не всегда, но в большинстве случаев! Кто-то начнет приводить в пример Цукерберга в резиновых тапочках и Джобса в вечной черной водолазке и джинсах. Но вы сначала станьте Цукербергом, потом поговорим.