Текст: Людмила Тугарина, София Соколова
Фото: Галина Травина, Катерина Сипачева
ДОРОГА ПЕРЕМЕН
У каждого из героев этого материала дело связано с изменением жизни к лучшему: на уровне семьи, города и планеты в целом. Наталья Бахмач, Екатерина Баранова, Татьяна Хохлова, Наталья Шустикова и Сергей Беликов рассказали о своих проектах на страницах журнала
НАТАЛЬЯ БАХМАЧ
ОСНОВАТЕЛЬНИЦА КУРСОВ ДЛЯ БУДУЩИХ МАМ И СЕМЕЙНОГО КЛУБА «БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА»
Медведица во многих культурах традиционно выступает символом сильной, самодостаточной матери. «Большая медведица» – так называется курс для будущих мам и семейный клуб, который основала Наталья Бахмач, врач – акушер-гинеколог, профессиональный партнер в родах. «Моя мечта в том, чтобы каждая женщина имела поддержку в своем материнстве. Чтобы она суверенностью шла в роддом, принимая информированные решения не из страха, а из чувства заботы о себе и о своем ребенке», – говорит создательница проекта.

«Большая медведица» родилась спустя девять месяцев после того, как Наталья впервые стала мамой. «Я не планировала вести курсы для беременных: с университета ходила на дежурства в роддом, где влюбилась в акушерство. Закончила интернатуру и осталась работать в перинатальном центре. Потом я забеременела. Я знала о родах все и считала, что мне этих знаний достаточно, но после того, как стала мамой, посмотрела на процесс с другой стороны: не с позиции врача, а с позиции женщины».
В родах Наталья столкнулась с целым каскадом медицинских вмешательств и почувствовала, какой уязвимой становится женщина перед системой. Когда все осталось позади, она задала себе вопрос: что может сделать будущая мама, чтобы иметь максимально позитивный опыт родов? Так появился курс для беременных, состоявший из теоретических и практических занятий. Женщины набирались знаний, получали поддержку, выходили на другой уровень взаимодействия с медиками: от авторитарного медикализированного управления родами извне к информированному, уважительному партнерству. Так несколько лет назад Наталья начала сопровождать роды женщин, прошедших ее курс. Профессиональный партнер в родах, доула с медицинским образованием, она поддерживала мам в родах более сотни раз. После родов женщины также могут прийти на осмотр и поддержку к Наталье в клинику «Клевер». «Моя задача – помочь беременным женщинам ощутить всю мощь потенциала, подаренного им природой, объяснить процессы, которые происходят в родах, показать, что они имеют право выбора».
После рождения детей ученицы Натальи продолжали общение. Так появился чат из более чем 300 выпускниц курсов «Большая медведица» и семейный клуб, который объединяет женщин с общим видением материнства и поддержки. Там придерживаются принципов экологичности, бережности, безоценочности. Участницы могут без осуждения делиться своим опытом и общаться со специалистами: консультантами по грудному вскармливанию, педиатрами, психологами, гинекологами. Два раза в месяц проводятся встречи в пространствах, куда мама может прийти с ребенком.

«Мне кажется, у нас в культуре сложились две грани восприятия материнства и родов. С одной стороны, женщины очень боятся родов и самого изменения своего образа жизни. С другой стороны – так называемое магическое мышление, когда будущая мама во всем полагается на внешние силы, снимая с себя всю ответственность. Я предлагаю «золотую середину»: материнство – это радость, но не будем оторваны от реальности: это действительно непростой период в жизни женщины, в жизни семьи. Моя основная задача – дать мамам необходимую поддержку и опору для того, чтобы они смогли сами создать себе благоприятную среду не только в родах, но и после них».
Подробности здесь
ЕКАТЕРИНА БАРАНОВА И ТАТЬЯНА ХОХЛОВА
ОСНОВАТЕЛИ КОМПАНИИ «ЭКОЛОГИЗАТОР»
Компания «Экологизатор» появилась в Саратове три года назад, чтобы научить людей жить экологичнее. Это просветительский проект, в рамках которого проходят экоуроки для детей, экодворы для горожан, экотимбилдинги для компаний, фестивали, свопы, выставки. Также работает центр раздельного сбора вторсырья на территории мельницы Шмидта и реализуется проект по сбору одежды на благотворительность и переработку #ненасвалку64 в отдельном пространстве «ЭкоДом».

Флагманский проект экоцентра, который наверняка известен практически каждому в нашем городе, – «Водорослям крышка». В чем суть? Собранные жителями города пластиковые крышечки направляются на вторичную переработку, а на вырученные средства закупают и выпускают в Волгу мальков растительноядных видов рыб: сазана, толстолобика и белого амура. Эти виды рыб активно борются с сине-зелеными водорослями, наносящими урон нормальной жизни водоема. Есть даже установленный «курс»: 100 крышек=1 малек. Проект полностью благотворительный, количество мальков напрямую зависит от числа крышечек и прямых пожертвований партнеров. Очень важно привлечь к акции как можно больше внимания, потому что ресурсы реки исчерпаны, Волга не может сама очищаться, ей необходима наша помощь.
Благодаря проекту «Водорослям крышка», организаторы затрагивают сразу три направления: пластиковое загрязнение, загрязнение Волги и ее очищение. Сейчас в него вовлечены жители Саратова и Энгельса. В этом году география проекта расширяется: планируется привлечь к сбору крышечек десять муниципальных образований Саратовской области и другие регионы Поволжья. Это история про объединение неравнодушных людей, а также про повышение экологической культуры и туристической привлекательности городов на Волге.

Екатерина рассказывает, как проект влияет на людей: «Если вы обратите внимание на сетки для сбора ПЭТ, то увидите, что многие бутылки лежат там открытыми. Значит люди специально сортируют крышки отдельно. Особенно приятно, что основные участники проекта – школы и детские сады. Вообще сегодня дети – амбассадоры экологии. Они учат взрослых, а не наоборот. В соцсетях мы видим милейшие посты, фото из школ и садов, рассказы, как люди семьями сортируют. Мы ценим любую помощь: маленькое действие превращается в большой результат».
Татьяна рассуждает: «В России заканчиваются мощности полигонов для размещения отходов. Еще немного, и нас всех ждет мусорный коллапс. Наша задача – привести город к цикличной экономике, поэтому мы и занимаемся, в первую очередь, образовательной деятельностью. Но такая деятельность не будет иметь эффекта, если не создана инфраструктура. Поэтому у нас под каждый проект есть пункт сбора: одежду мы принимаем в «ЭкоДоме», упаковку от товаров – в экоцентре, а под крышки у нас есть даже целая карта пунктов приема на сайте водорослямкрышка.рф».

Экоцентр – это точка притяжения, хаб экологической культуры, где люди могут получить информацию, обменяться опытом, сдать отходы, посетить мастер-классы, а бизнес – стать ответственнее и экологичнее, запустить совместные зеленые проекты. Место, где все понимают, что сортировка вторсырья – это правильно и нужно, а значит, делают шаг к чистоте планеты. А вы сортируете?
Подробности здесь
НАТАЛЬЯ ШУСТИКОВА И СЕРГЕЙ БЕЛИКОВ
КОМАНДА ТУРИСТСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Символично, что, спустившись по центральной пешеходной улице города к Набережной, вы придете в главное место притяжения всех интересующихся туризмом людей. Туристский информационный центр (ТИЦ) Саратовской области работает с декабря 2021 года. В его уютном офисе можно узнать полезную информацию о туристических объектах области и найти ответы на извечный вопрос «что делать» в Саратове зимой и летом.

Главная цель проекта – повысить туристическую привлекательность региона. Сделать так, чтобы приезжать к нам в город стало модно, а гости Саратова знали и видели его потенциал. Сергей считает, что Саратов – это своего рода магазин, в котором есть широкий ассортимент классных товаров, но нет убедительной «продающей» общей витрины, где они будут представлены в лучшем виде.
Команда ТИЦ занимается не только созданием такой витрины, но и организацией работы внутри условного магазина. Офис ТИЦ задумывался как гостевой дом – комфортный уголок для туриста. Место, где встретят, подскажут, порекомендуют, с опцией лобби-бара или коворкинга. Менеджеры помогут и с бронированием гостиницы, и с организацией экскурсий. Первым реализованным проектом центра стала «Карта гостя». Наталья рассказывает, как все начиналось: «Мы разрабатывали систему лояльности для тех, кто приезжает к нам из других городов. Но, когда начали прогревать эту тему в соцсетях, к нам обратились жители Саратова. В поездках в область, например, в Хвалынск, они же тоже туристы? Мы учли этот момент, и выпуск карты вызвал ажиотаж: на оформление приходили целыми организациями».

В целом задача проекта – создать эффективное комьюнити из представителей туристической индустрии. Для продвижения ТИЦ использует множество ресурсов: участие в выставках, коммуникацию с другими регионами, создание медиаконтента, работу со школьниками и волонтерами. Был запущен удобный современный сервис – туристический портал saratov.travel. Сейчас это единственный агрегатор туров по Саратовской области. Кроме того, там собрана актуальная информация о турбазах, гостиницах, музеях и так далее. Это отличная возможность всегда быть в курсе главных новостей и событий города. «Наша аудитория – это не только активные туристы, которым интересны путешествия по России, но также скептики и критики. И здесь наша миссия – открыть Саратовскую область не просто как место для жизни и работы, но и как локацию для отдыха и путешествий и глобально сформировать тренд на поездки по региону».
В соцсетях, Telegram и ВК команда ТИЦ держит аудиторию в курсе актуальных событий и рекомендаций для путешествий, знакомит с партнерами программы «Карта гостя» и проводит конкурсы с розыгрышами для проекта #культТуризм, а еще вот-вот запустится тревелшоу. В команде есть и медиа-персонажи: символ гостеприимства саратовская тетка по имени Любовь, детский краевед Жаб Денискин и тревел-кот Лис.

«У нас много идей и возможностей, поэтому наша команда всегда ждет вас в гостеприимном ТИЦе». #ПоехалиСнами
Подробности здесь