Текст: Наталья Косарева
Фото: из личного архива героя
АРТЕМ ЩУКИН:
«Я ИЗУЧАЮ МИР»

Мы поговорили с иллюзионистом Артемом Щукиным и узнали, какой путь он прошел, чтобы получить Первую премию и стать Чемпионом мира в категории «Манипуляции» на главном международном Чемпионате фокусников FISM в Канаде
Талантливые люди из Саратова способны покорить не только столицы, но и мир. Это доказал известный иллюзионист Артем Щукин. Летом этого года он получил Первую премию и стал Чемпионом мира в категории «Манипуляции» на главном международном Чемпионате фокусников FISM в Канаде. Мы не могли упустить возможность поговорить с Артемом о том, какой путь он прошел, что чувствует и над чем сейчас работает.
Артем, сначала вы заняли несколько призовых мест на европейских соревнованиях, потом участвовали в Конгрессе в США и только после этого выступили в Канаде. Насколько долгим был путь к мировому Чемпионату? С чего все началось?

Началось все с Кореи. Шел 2020-й год, первая волна пандемии, и я оказался заблокированным, не мог вылететь в Россию на протяжении восьми месяцев. Именно в тот момент я начал создавать номер, с которым впоследствии получил свои награды. У меня было внутренне ощущение, что этот номер я дальше продвигать не буду. Задача стояла максимально использовать время, которое предоставила ситуация, – занять руки, дать работу воображению. Но в это время в Корее проходил конкурс, и мне предложили выступить. Я стал первым международным артистом в истории Кореи, которого удостоили Первой премии. Номер оценили, я вернулся в Россию и начал его дорабатывать. Меня позвали на Чемпионат Европы, некоторые участники слетели из-за пандемии, и я подумал: почему бы и нет? Просто начал готовиться и успешно выступил. Затем пошла какая-то волна: Чемпионат Франции, где я получил награду как «Лучший артист» и первое место в разделе «Манипуляция», потом награды в Швейцарии, в Италии, снова первое место и Гран-При во Франции. За это время номер и мой персонаж обросли новыми деталями и нюансами. И вот каким-то чудом я добрался до Америки: получил золотую медаль на Конгрессе IBM* в Штатах и одержал победу на Чемпионате в Канаде. (*International Brotherhood of Magicians – Международное братство фокусников)

Какое значение для фокусника имеет участие в Чемпионате FISM*? (*International Federation of Magic Societies – Международная федерация магических сообществ)

В мире есть несколько наиболее весомых организаций магов и фокусников. FISM объединяет все международные клубы. По сути дела, Чемпионат FISM мы называем «Олимпийскими играми среди фокусников». Он проходит раз в три года, каждый раз в новой стране и городе. Это очень серьезное мероприятие, которое собирает около 3000 человек. Чтобы попасть на FISM участником, нужно пройти квалификационный отбор в своей категории магии сначала на национальном уровне, потом на международном. Это высшая ступень среди конкурсов.

Победа в Чемпионате – это очень почетно, но я достаточно спокойно к этому отношусь, у меня как таковой задачи не было что-то выигрывать. Была внутренняя задача вообще добраться до этой сцены, потому что визовые вопросы в тот момент казались невыполнимыми. Я стал единственным русским человеком, кто получил визу Канады с февраля месяца, единственным, чей кейс вообще рассмотрели. Абсолютно все было на паузе. Я в тот момент находился в Европе по туристической визе, куда только не подавал документы, бился, писал письма. В какой-то момент виза закончилась, и я мог находиться только там, где не требовался шенген. Сменил в общей сложности 11 стран, и уже не знаю сколько городов. Я находился в ожидании чуда, и оно произошло! Все случилось буквально накануне, я получил визу за два дня до начала Конгресса в США. Тот факт, что я могу поехать и себя показать стал сам по себе чудом, ну а результат – он уже просто меня приятно порадовал.
Когда человек, который занимается фокусами, говорит о чуде – это звучит особенно. Получается, что даже ваш номер отошел на второй план по сравнению с теми преградами, которые вам пришлось преодолевать?

Да, отчасти это так. Я четыре месяца находился вне своей родной страны, своей репетиционной базы, вдали от своего реквизита и привычных возможностей. Порой было сложно сохранять внутреннее равновесие. Были очень сложные дни, когда приходило отчаяние, и я понимал, что мне нужно готовить себя как спортсмена, по сути дела. Никто не отменял психологической работы самим с собой, потому что это – Чемпионат мира. И в то же время думаешь: «Я готовлюсь, а для чего?». Потому что перспектива поездки была слишком туманная. Я ездил из города в город, приходил в очередную съемную квартиру и понимал: мне нужно просто репетировать. Каждый день репетировать. Чувствую, что я расстраиваюсь, выхожу из колеи, значит, в этот день я репетирую. Вот это меня спасало. Плюс спорт, бассейн. В каждом новом городе, когда я приезжал, в первый же день находил бассейн и зал, это сразу дает другое ощущение внутреннее. Такая ежедневная рутина – бассейн, спорт, репетиция – уводила меня от дурных мыслей.
Ваша история – стечение каких-то невероятных обстоятельств, которые проконтролировать и осознать невозможно. Волей-неволей поверишь в судьбу.

Да, на самом деле, все, что случилось, кажется невозможным. И то, что я стал чемпионом мира, и то, с какими интересными людьми из своей профессии встретился – с теми, на кого в 14-15 лет смотрел на записях из Лас-Вегаса. Это мировые знаменитости! И вот у меня есть возможность с ними общаться, дружить, проводить где-то время, обсуждать какие-то трюки, идеи… Ощущение, будто что-то невероятное свалилось на голову!

Чувствуете себя счастливым ребенком?

Да, я даже сфантазировать себе это не мог! Понимаю, что я приложил усилия для осуществления своих планов, но в какой-то момент пазл сложился совершенно неожиданным, магическим образом. Четкого видения ситуации не было, все менялось ежеминутно. Время, даты, какие-то решения интуитивные, спонтанные абсолютно. Вся моя жизнь на протяжении четырех месяцев заключалась в маленьком чемоданчике, это ручная кладь 8 кг – весь мой реквизит.

Что вы обрели в результате всех этих злоключений, трудностей, соревнований?

Вообще, на самом деле, – веру. Веру в то, что человек, несмотря ни на что, может преодолеть стены. Каждый шаг был маленькой победой, и я пришел к большой победе в конечном итоге. Это и вера других людей в тебя, которая окрыляет. Я ощущал поддержку всего мирового магического сообщества. В каждом городе я встречал людей, своих коллег, многие из которых помогали мне на пути. Это вера в людей, в себя, в возможность преодоления всего, когда мир рушится, все вокруг говорит тебе «Нет», но ты внутри ощущаешь, что мы пройдем, дорога будет светлая, и все будет в порядке! Вот это, мне кажется, я обрел, – ощущение, что ты не один, что все преодолимо – это очень здорово.
Артем, пока я готовилась к интервью, внутри постоянно звучал вопрос. Любой ваш номер, – это определенная технология, которую я как зритель не знаю, поэтому для меня в фокусе есть что-то потустороннее. Но когда вы знаете, в чем фокус, что вас зажигает, заставляет двигаться дальше?

Для артиста фокус – это трюк, и у него, безусловно, есть техническая сторона. В жанре иллюзий это, так скажем, секретная часть, которая позволяет тебе произвести определенный эффект. Проработка этой части до идеала – достаточно тяжелый путь. Это тоже преодоление себя, и весь кайф в этом! Это фантазия, полет мысли. Иногда ты трюк, как ребенка рождаешь, он не приходит мгновенно. Многие иллюзионисты разрабатывают трюк годами. Но, помимо технической части, есть еще артистическая часть – то, что создает для зрителя атмосферу магии.

Для меня процесс создания – это самое удивительное и прекрасное. Сначала техническая сторона, затем поиск артистической оболочки, чтобы у человека, который смотрит мою программу, не было даже мысли, возможности и времени искать техническую сторону. Есть еще важный момент, как говорил мой мастер Всеволод Николаевич Шиловский, выходить на публику каждый раз «со свежим глазом», чтобы избежать монотонности исполнения. Например, в Лос-Анджелесе за две недели я проигрывал номер 44 раза. И это тоже каждый раз внутренняя задача. Непростая, но выполнимая.

На Чемпионате вы победили в категории «Манипуляции». В чем с точки зрения соревнований главная сложность этой категории?

Считается, что раздел манипуляций – самый престижный и самый сложный в нашем жанре. Это направление требует от артиста постоянного тренажа, постоянной работы рук, ловкости и здесь, так скажем, нельзя так смухлевать. В нашей сфере это пользуется большим уважением. Есть, например, артисты, которые показывают иллюзионный аппарат. Его разрабатывают техники, а артист приобретает и демонстрирует. Таких часто называют «люди, которые передвигают мебель». А человек, который тратит большую часть своего времени на репетиции, на кропотливую работу, на постоянное оттачивание своего мастерства, – это другая история. Канатоходец в цирке ведь не может схалтурить, потому что он упадет. С манипуляциями то же самое.
Есть ощущение, что ваша профессия совмещает в себе несовместимое. С одной стороны это дисциплина, упорство, труд, с другой – необходимость оставаться ребенком. Как это возможно?

Очень хороший вопрос. Правильно, с одной стороны, мы должны себя держать в определенных рамках, с другой – обязательно должен присутствовать момент творчества, дурачества. Процесс созидания лежит в основе. Здесь мы даем себе возможность экспериментов и поиска. Иногда кажется, вот шарик – ну что из него придумаешь-то? А дать возможность себе пофантазировать: и вот этот шарик превращается в ленточку, а из ленточки – в карту, а из карты… И вот ты что-то нафантазировал, а потом думаешь: «Как же это технически сделать?». Как в анекдоте. Мальчик приходит в цирк, говорит иллюзионисту: «Я вам трюк придумал!». Иллюзионист: «Ну, мальчик, расскажи». И мальчик: «У вас сейчас, значит, слон на сцене, вы накрываете его тканью, ткань взлетает, вы ее вздергиваете – слон исчезает». Иллюзионист: «Шикарно! А как сделать?». Мальчик говорит: «Ну, вы же фокусник, вы и придумайте». Вот то же самое и у нас. Позволить себе быть ребенком, дурачиться – это самое важное на первом этапе. Но когда создана структура номера, ты говоришь себе: «Так, а теперь, чтобы зрители мне поверили и поаплодировали, номер нужно как минимум тысячу раз пройти». И ты выключаешь ребенка и включаешь спортсмена: отрабатываем гребок правой рукой, теперь левой рукой и так далее.

Можно ли сказать, что создавать чудо – это потребность для вас? Насколько это будет правильно?

Да, наверное, потребность. Мне кажется, в людях это сидит – желание творить. Чудо – это же тоже творчество, в конечном итоге. Порой встречаешь какого-то чопорного человека и то, у него где-то иногда промелькнет желание приложить творческую энергию. Потому что как жить без этого? Это просто какая-то жизненная необходимость – творить. Иначе все померкнет, станет мертвым. Дети создают из ничего. В детстве мы сбивали сосульки: «О, выглядит как автомат!». В бутылки наливали воду и стреляли, пакеты как бронежилеты надевали. Фантазия, игра, творчество. Если ты взрослеешь и черствеешь, пропадает какая-то наивность детская – это страшно.
О чем вы мечтаете?

Мечтал много путешествовать, встречать интересных людей – вот сейчас это реализуется. Мечтаю больше времени проводить со своими родителями, это становится сложнее, потому что я далеко и график у меня сложный. Мечтаю больше времени с сыном проводить, он у меня в Москве. Встреча со своими близкими людьми – вот, наверное, главная мечта. Удивительно, что у того, кто творит магию, обычные человеческие мечты. Да, самые обычные.

Артем, расскажите, что происходит прямо сейчас у вас в работе, куда отправитесь после США?

Сейчас, пожалуй, с конкурсами я завершил. Наступил момент работы, путешествий, общения. Я так же остаюсь гражданином России, у меня российский паспорт, ничего не меняется для меня на данный момент. Но у меня международный график работы. Летом я находился в Лос-Анджелесе в Magic Castle – это замок, по сути дела, как Диснейленд, только магический, в котором ежедневно проходят шоу, это историческое место, где выступали лучшие иллюзионисты мира. Начало сентября – Австралия, дальше – Конгресс фокусников, где я выступаю в гала-шоу. Затем пойдет сразу фестиваль в Испании, после – Италия, сразу после Италии – Швейцария. Следующий Чемпионат мира будет через три года, в настоящий момент я являюсь действующим чемпионом мира, поэтому график на ближайшее будущее достаточно плотный.

Очень скучаю по своим родным, по близким, по друзьям, по Москве. Там я создал свое пространство – «Магический квартирник». Это место всего для 15 гостей, люди приходили, и в уютной домашней атмосфере мы делали иллюзионное шоу. Было очень здорово, и зрителям это нравилось. Возможно, когда закончится мой гастрольный график, я вернусь и буду продолжать заниматься своим делом в Москве.

Кстати, 3 сентября в подмосковном Орехово-Зуеве прошел первый в России «Фестиваль Магии», где я выступил артистическим директором. Там мы представили все многообразие нашего жанра. И театр моих родителей «Самокат» выступал. Были интересные иллюзионные фотозоны, уличные артисты… Для зрителя есть прелесть именно в таком событии, где он получает возможность почувствовать все грани магии: когда и магия с картами, и магия ментальная – чтение мыслей, и визуальная, когда артист работает руками, и даже магия комедийная, потому что есть и такое направление. Это первый такой крупный фестиваль в России. Как правило, у нас проходят музыкальные, театральные, цирковые фестивали, а магического не было. Но любопытство у людей есть, этот жанр интересен зрителям любого возраста, если они питают интерес к жизни в целом. Я надеюсь, что и в Саратове однажды подобное произойдет.
Вы не планировали обосноваться за границей?

Нет-нет. У меня есть виза, которая мне позволяет достаточно долго пребывать в США. Но я артист, мне очень интересно путешествовать, смотреть, общаться. И, в принципе, мне это в жизни очень нравится, когда часто меняешь картинку. Я боюсь длительных контрактов. Один мой коллега работает в Лас-Вегасе, у него свое шоу – по сути, мечта для фокусника. Он работает 24 года подряд, одно и то же шоу минимум пять раз в неделю. Один человек на сцене, час двадцать, практически ежедневно, одно и то же, «свежий глаз», смотрится здорово. Я смотрел его пять раз на неделе. Не знаю, как он это делает. Просто не понимаю, как взять такую дистанцию. С одной стороны, это здорово с точки зрения какой-то жизненной гарантии, а с другой – это страшно. Я предпочитаю смену обстановки, людей, общения, национальностей, стран, культурных особенностей. Я не знаю, где в конечном итоге окажусь. Взять пример Славы Полунина, который всю свою жизнь, мне кажется, лет до 50, путешествовал. У него не было как такового дома. И потом он обрел ощущение комфорта во Франции. Так что здесь, как жизнь сложится. Пока я изучаю мир.