Текст: Людмила Тугарина
Фото: Александр Кухаренко
АВРОРА: СДЕЛАНО В САРАТОВЕ
Узнаем жизненный маршрут героя обложки нашего летнего номера – генерального директора завода АВРОРА Алексея Максимова
«Я не знал, что в Саратове существуют такие высокотехнологичные производства!» – эта фраза министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова могла бы стать идеальным эпиграфом к нашему разговору с Алексеем Максимовым, генеральным директором завода АВРОРА. Компания известна на рынке упаковочного оборудования и занимает уверенные позиции в отраслевых рейтингах, при этом широкая аудитория с ее деятельностью почти не знакома. Устраняем пробелы и делимся впечатляющими цифрами и фактами в интервью.
Алексей, поправьте меня, если я ошибусь в географии ваших передвижений: на прошлой неделе вы вернулись из Узбекистана с выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия», через две недели летите в Нигерию. Откровенно скажу: очень сложно было вас поймать для интервью. Расскажите подробнее о вашем опыте участия в международных выставках: как оцениваете результат предыдущей и чего ждете от следующей?

До этого года наше участие в выставках ограничивалось Россией, где мы стабильно получали высокие оценки своей деятельности. В 2023-м АВРОРА впервые выехала на международную выставку за пределы России. Скажу честно, было волнительно. Но общим результатом остались довольны. Наш стенд привлекал внимание посетителей до такой степени, что уже в первый день мы заключили контракт на поставку оборудования. Внимание на продукцию завода обратил сам министр промышленности России господин Мантуров, и после небольшой презентации работы оборудования AURORA NXT он произнес крайне приятную для нас фразу: «Я не знал, что в Саратове существуют такие высокотехнологичные производства!». Это говорит о правильности выбранного пути. Ближайшие выставки – в Нигерии, Египте. Общий тренд – разворот на Азию, Африку. Там продукция, выпускаемая нашим заводом, крайне востребована.

Получается парадоксальная ситуация: АВРОРА – признанный бренд в сегменте упаковочной индустрии, вы подписываете международные контракты, а в Саратове компания пока не на слуху. Давайте устраним этот пробел и познакомим с АВРОРОЙ читателей. Как бы вы объяснили человеку, далекому от темы, чем занимается завод?

Если кратко, мы выпускаем оборудование, которое выполняет фасовку любой продукции в свою упаковку. Объясню на примере: когда вы идете в аптеку и покупаете лекарство, то скорее всего не задумываетесь о том, что какая-то машина это лекарство разлила во флакончик, закрыла крышечкой, наклеила этикетку, нанесла на нее информацию: дату выпуска, партию и так далее, а потом поместила все в картонную упаковку вместе с инструкцией. Вот эти операции автоматически делает оборудование, выпускаемое нашим заводом.
Когда мы задаем на навигаторе конечную точку, то он обычно отображает несколько путей, несколько вероятностей достижения цели. И короткий маршрут, как вы знаете, часто не самый быстрый. Мало того, по ходу движения водитель волен менять этот маршрут, главное – достичь пункта назначения. Нашей целью является достижение безусловного технологического лидерства на своем рынке.
Или вы покупаете творог в магазине. Как он попал в свою упаковку и почему его вес абсолютно одинаковый в каждой пачке? Купили ли вы машинное масло в канистрах, бытовую химию, воды, соки, мед, орешки, кальянный табак – все это и даже больше фасует и упаковывает оборудование АВРОРА. Небольшим поводом для гордости является то, что во время пандемии Covid-19 в стране 44% антисептиков было выпущено на оборудовании нашего завода.

Насколько в принципе конкурентен рынок производства фасовочного и упаковочного оборудования? В России много компаний, которые работают в вашем сегменте?

Наш рынок в силу большого объема достаточно конкурентен. Причем конкуренция идет как с российскими, так и с иностранными производителями. И всегда есть тот, кто готов предложить свою продукцию дешево. Цена выпускаемого нами оборудования достаточно высока, но это подкрепляется высоким уровнем качества, профессионализмом персонала и наличием сервисных бригад в ключевых точках нашей страны.
В этом году АВРОРА отметила свое 25-летие. Давайте попробуем выстроить хронологию событий и перенестись в 1998-й. Что из себя представляла компания на тот момент, с чего она начиналась?

Предлагаю для понимания перенестись в еще более далекое прошлое. До начала 90-х мой отец – уважаемый человек, главный технолог на одном из саратовских заводов. Все хорошо и стабильно: квартира, машина, дача, катер. Родители посчитали, что если продать этот катер, на вырученные деньги можно построить дом. Катер продают, но в этот момент происходит девальвация, в итоге полученных средств еле хватает на телевизор… Завод закрывается, работы нет, зарплаты нет. Отец суется то в одно место, то в другое. Живем впроголодь, родители пытаются зарабатывать на перепродаже товаров, купленных на рынке. И тут к отцу обращается одна из саратовских компаний, знакомая с ним по предыдущей работе. Его просят сделать машину, которая будет завальцовывать крышечки. Этот первый самостоятельный заказ он собирает на балконе. По природе своей отец был созидателем и всегда хотел вернуться к любимому делу, а это было его шансом. Так в 1998 году появляется ООО «Аврора». Сначала совсем небольшое производство, которое берется за любые заказы. Сейчас это компания с офисами в Саратове и в Москве с более чем 150 сотрудниками.

Получается, у истоков АВРОРЫ стоял ваш отец. В какой момент вы присоединились к его делу и в какой роли?

Когда родители основали компанию, мне было 16 лет, и я помогал с организацией рабочих мест, настраивал компьютеры, делал сайт. Позже я пошел учиться в СГТУ и после первого года перевелся на заочное отделение, и параллельно работал в компании. Прошел по всем ключевым постам. Научился сварке, немного поработал на всех станках, занимался продажей оборудования. После мне начали давать на конструкторскую проработку какие-то узлы, несложные проекты. Так я постепенно стал развиваться как конструктор. Моим дипломным проектом в Политехе было автоматическое оборудование, у которого был конкретный заказчик. Впоследствии эти станки мы серийно стали выпускать на заводе. В 2006 году случилась трагедия, у отца инфаркт, он скоропостижно ушел. Тогда я возглавил компанию и продолжил его дело.

На сайте завода размещено множество патентов, где вы указаны в качестве автора. Вы себя считаете в первую очередь инженером или управленцем?

Безусловно, образование, полученное на машиностроительном факультете СГТУ, мне здорово помогает. Однако со временем управленческие компетенции начинают играть большую роль, нежели инженерные. Техническая база крайне важна, нужно понимать, что мы делаем и как, все особенности и нюансы. Но важно вовремя отойти в сторону и дать возможность расти и развиваться своим специалистам. Не совать нос уже не в свое дело, не лезть с бестолковыми советами.
Насколько я знаю, сейчас ваша деятельность не ограничивается только производством линий розлива. АВРОРА – это группа компаний с разными сферами интересов. Можете подробнее рассказать, как появился проект «АВРОРА-интернет» и чем он занимается?

Когда мы были маленькими и без серьезных маркетинговых бюджетов, я обнаружил, что значительная часть наших клиентов находит нас через интернет. Маркетологу была поставлена задача всеми правдами и неправдами выводить АВРОРУ в ТОП Яндекса. Он крайне умело справлялся со своей работой, и я подумал, что это может быть востребовано не только внутри нашей компании, но и на внешнем рынке. Мы поговорили с ним и в партнерстве запустили IT-агентство «АВРОРА Интернет», которое занимается интернет-маркетингом и программными разработками. Все, что касается IT, несет на своих плечах эта компания. Ваш ключевой проект на сегодня – это… Экосистема AURORA NXT. Это модульное оборудование, которое может объединяться в различных конфигурациях друг с другом. Оно оснащено искусственным интеллектом, позволяющим достигать оптимальной производительности и снижать время простоя. Отслеживать работу оборудования можно через разработанные нами приложения для iOS и Android. Именно этот проект выиграл в конкурсе инновационных предприятий в фонде Бортника и стал ведущим при получении статуса резидента в Сколково.

Мы начинали разговор с вашего плотного графика. Удается в него встроить отдых, хобби, общение с близкими?

Вы затронули важную проблему. Когда мне исполнилось тридцать, я случайно открыл телефон и увидел, что 90% фотографий – это работа. Вся жизнь в работе. Поездки, командировки, встречи… Первый ребенок на глазах вырос, и все это пролетело мимо меня. Я понял, что так нельзя. Всех денег не заработаешь. Я другими глазами посмотрел на своих сотрудников – с точки зрения целостности жизни и счастья. С удивлением понял, что условный сварщик живет вполне счастливо. Есть понятный график работы, высокая заработная плата, отпуск. Выходные он проводит с семьей, друзьями. Живет той жизнью, которой можно «по-белому» позавидовать. Почему у меня было не так? Просто я сам себя загнал. Сначала доказывал, что дело жизни отца не должно сгинуть. Потом вошел в режим ускорения и замкнул все процессы на себе; считал, что лучше знаю, как делать. Проработал это и изменил свое отношение. Сейчас моя философия строится на двух принципах. Первый – это доверие. Если моя эффективность 100%, но она распределяется на пять направлений, то каждому достается всего 20%. Поэтому достаточно доверить это направление человеку с условной эффективностью 60%. И это будет больше моих остаточных 20%. Нужно принять, что людям свойственно ошибаться, но это является частью их роста и развития. Второй принцип – баланс во всем. Лишь достигнув равновесия во всех областях жизни, я получу то эфемерное состояние счастья и внутреннего комфорта. Мне важна не только работа, но и семья, друзья, увлечения. Поэтому, возвращаясь к вопросу о плотном графике – он такой не только из-за работы. У меня нет времени на прокрастинацию и «ничегонеделание». Но при этом сейчас я чувствую себя гораздо свободнее, чем десять лет назад. Я могу спокойно отойти от дел на какое-то время, и ничего не рухнет, работа будет работаться, завод стоять и развиваться. Система выстроена.
Тема номера – «Маршрут построен». Если говорить об этом не в географическом, а в профессиональном смысле, то какая для вас следующая точка, к чему сейчас движетесь?

Если проводить вашу аналогию и дальше, когда мы задаем на навигаторе конечную точку, то он обычно отображает несколько путей, несколько вероятностей достижения цели. И короткий маршрут, как вы знаете, часто не самый быстрый. Мало того, по ходу движения водитель волен менять этот маршрут, главное – достичь пункта назначения. Нашей целью является достижение безусловного технологического лидерства на своем рынке. Промежуточными точками маршрута были разработка AURORA NXT, получение гранта Фонда Бортника на развитие этой линейки, получение статуса резидента Сколково и так далее. Сейчас следующей точкой является очередное расширение производственной площадки, производственных мощностей.