ЛИЧНАЯ СТРАТЕГИЯ УСПЕХА
Авторская колонка бизнес-консультанта Елены Казаковой
Работая с бизнесом, я часто провожу стратегические сессии, где мы совместно с командами разрабатываем план развития компании. Он дает ответ на вопрос о том, какие внутренние сильные стороны и внешние возможности нужно использовать, чтобы стать успешнее в будущем. Руководители считают стратегическое планирование своей важнейшей задачей и уделяют ему существенную долю рабочего времени. Но на вопрос, есть ли у них аналогичная стратегия для личной жизни, я уверена, большинство ответит отрицательно. Чаще всего, как стратеги вне стен офиса мы проявляем себя, планируя будущее своих детей, а вот к своей жизни относимся иначе. Мы просто проживаем ее день за днем, наивно полагая, что течение само вывезет нас в нужную точку – в место, где мы будем счастливы.

Елена Казакова
Бизнес-консультант
– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне все равно, – сказала Алиса.
– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот.
– Только бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.
– Куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот. – Нужно только достаточно долго идти.
«Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл

Разработка, а затем и реализация личной стратегии позволяют нам сделать две важные вещи: во-первых, понять, чего мы хотим на самом деле, отделить подлинные желания от навязанных извне – обществом, родителями, близкими. Во-вторых, на основании подлинных желаний и устремлений сформулировать четкие жизненные цели и проложить маршрут к их достижению. Как создать личную стратегию?
ШАГ 1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
Он нужен для того, чтобы узнать, куда вы движетесь, что уже сделали и что еще должны сделать для достижения своих целей. Для этого можно использовать самый известный инструмент в коучинге – «Колесо баланса» или SWOT-анализ из бизнеса. В процессе вы определите свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также оцените достижения. Важно не ограничиваться только анализом сильных и слабых сторон, но и оценить текущую ситуацию. Это позволит понять, какая помощь может понадобиться для достижения целей.

Предположим, вы решили сменить карьеру и построить свой бизнес. Ответьте себе на вопросы: есть ли у вас опыт, необходимый для запуска бизнеса? Как вы будете финансово поддерживаться, пока не достигнете доходности? Есть ли у вас контакты, которые могут помочь вам вначале? Если у вас есть ответы на эти вопросы, значит, вы готовы перейти к следующему этапу разработки личной стратегии.
ШАГ 2. ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ
Этот этап помогает понять, что вы считаете наиболее важным в жизни и как ваши ценности соотносятся с целями. Кого-то из вас будут ждать открытия: вы начнете осознавать, какая ценность у вас базовая, без которой никак, а какая ведущая – та, что позволяет двигаться и развиваться.
ШАГ 3. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО
Если вы не знаете, чего хотите, этот шаг вызовет наибольшую сложность. Чтобы упростить задачу, вспомните свои детские мечты и желания, которые так и не удалось реализовать. Возможно, именно в них вы найдете энергию и драйв, а к этой мечте подтянете все свои ресурсы. Ищите новые смыслы жизни, сделайте карту желаний, главное – чтобы в ней были именно ваши мечты, а не принятые в социуме универсальные концепции счастья.

Рисуя картину будущего, учтите важные три элемента: масштаб, горизонт и личную экономику. Масштаб дает понимание, на какой территории – в городе, стране, отрасли, индустрии – вы можете максимально реализовать свой талант. Горизонт задаст временные рамки планирования жизненного трека. Несмотря на скорость внешних изменений, важно развивать ощущение времени и учиться видеть себя через годы. Наконец, личная экономика, которая определяет параметры жизненного комфорта, ценность результатов деятельности, критерии реализованности, и ведет к самодостаточности. Надо понять, какими персональными приоритетами вы будете себя измерять: показателями бизнеса, карьерными достижениями, признанием общества, степенью влияния, количеством детей или чем-то еще. На стыке этих трех элементов выстраивается стратегия: «Мне понятно, откуда и куда я двигаюсь, на какой территории разворачиваюсь, ради чего это делаю и как меряю самого себя, свои достижения, свои усилия и отношения с людьми».
ШАГ 4. ПОИСК ПРОТИВОРЕЧИЙ
Вы достигли понимания, куда хотите прийти и откуда идете. Остается понять, а что мешает уже сейчас быть там, какие противоречия существуют. Например, в вашей картине будущего много путешествий по миру и знакомств с новыми людьми, а в настоящем на вопрос: Do you speak English? – вы отвечаете: «Yes ли бы». Или вы видите себя успешным предпринимателем с филиалами по всей России, а на сегодня не умеете делегировать и никак не выходите из «операционки».
ШАГ 5. ПРИОРИТЕТЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Дальше вы определяете, какие направления приоритетны (карьера, семья, здоровье и т.д), формулируете конкретные цели, как в бизнесе, все по SMART. Это поможет ответить самому себе на вопросы: «как я пойму, что я этого достиг?», «каков должен быть мой уровень счастья?», «что я хочу видеть через пять лет, через три года, через год?». Сверяете все задуманное с вашим видением, ценностями и теми ощущениями, которые появляются внутри, потому как тело порой говорит больше, чем ваш мозг.
ШАГ 6. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Исходя из приоритетов и планов, записываете конкретные шаги на первый год, и не забываете про внутреннюю и внешнюю мотивацию. Чтобы все задуманное не осталось только в планах и на бумаге, нужно начинать «есть целого слона по кускам», то есть делать небольшие шаги и учиться себя хвалить и ценить свои маленькие, но порой такие важные победы.