Текст: Людмила Тугарина, Инна Акаева
Фото: Ольга Спикина
Бизнес на уважении
Как клубы «Системы профессионалов фитнеса»
пережили три месяца «каникул»
Сфера фитнеса была признана наиболее пострадавшей из-за COVID-19 одной из первых. Остановку деятельности не пережили уже 20% клубов, а по прогнозам экспертов, к 2021 году с рынка может уйти до 70% компаний. О том, как изменится отрасль фитнес-услуг и как клубы «Системы профессионалов фитнеса» пережили три месяца «каникул», мы поговорили с Константином Черницовым, управляющим партнером Forte Club, World Class, World Class Lite и «ФизКульт».

Клубы закрылись еще до официального объявления режима самоизоляции. Почему было принято такое решение?

Негативная ситуация нарастала, другие регионы уже стали уходить на карантин, мы чувствовали тревожность со стороны наших клиентов. Ставить их под удар, рисковать здоровьем членов клубов мы не могли, поэтому закрылись. На тот момент нам было не так важно, как скоро требование приостановить работу появится официально: в первую очередь, за свои действия мы отвечаем перед собой и своими клиентами, а уже потом – перед неясностью закона.

Какими были ваши прогнозы в марте? Как скоро вы рассчитывали запуститься снова?

Мои прогнозы были пессимистичны и вместе с тем реалистичны. По развитию ситуации мы предполагали, что все закроется минимум до 1 августа, а максимум – до 1 сентября. Но так произошло, что фитнес-клубы было решено открыть в июне. Изначально шла речь о запуске клубов на третьем этапе выхода из самоизоляции, но разрешение на работу пришло уже на первом этапе.

Вы в своем Facebook писали, что на протяжении последних месяцев поддерживали диалог с властью, что ваши инициативы были услышаны и учтены. Можно об этом чуть подробнее?

Мы с властями разговариваем не как бизнес, ведь это разные языки и задачи, а как НКО, которая работает над развитием фитнеса в регионе. Созданная нами организация «Система профессионалов фитнеса» стала представителем ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) на территории Саратовской области. В ассоциацию входят больше тысячи клубов: World Class, World Gym, ALEX FITNESS и многие-многие другие. Ассоциация активно взаимодействует с министерством спорта в работе над созданием понятных правил игры для всей отрасли.

Говоря об условиях выхода из самоизоляции, мы понимали, что главным критерием оценки наших предложений будет соответствие их рекомендациям Роспотребнадзора (РПН). Мы сформировали свой формат требований к фитнес-клубам, который от имени регионального министерства спорта направили в РПН. Оказалось, что наши разработки на 95% совпали с предложенными надзорным органом. Мы считаем, что это основная задача, которую нам нужно было решить. Но есть и другой вопрос, которым мы занимаемся в рамках некоммерческого партнерства с ассоциацией. Это создание протокола безопасности, где будут четко описаны все правила по открытию клубов, взаимодействию с клиентами и между сотрудниками. Это будет некое методическое указание, помогающее новичкам в индустрии получить ответы на свои вопросы или справиться с какими-либо проблемами. В том числе рекомендации будут защитой для всех игроков рынка фитнес-услуг. Перечень организаций, способных по своей специфике проверить клубы, огромен, и чаще всего им непонятно, что именно нужно проверить. Им мы тоже поможем, дав рекомендации, согласованные с РПН, министерством спорта и правительством Саратовской области.

Нужно было реально оценивать то, из чего складывается твой заработок. Если из того, что ты заработал, а не из того, что ты сэкономил, это правильный расчет. Я думаю, что размер компании, размер клуба значения не имеет. Имеет значение лишь отношение к тому, чем ты занимаешься,
сам подход
То есть эти рекомендации не связаны с пандемией? Ситуация с COVID-19 стала катализатором изменений, которые назревали до этого?

Раскрою секрет – ничего нового придумано не было. Правила по строительству спортивных учреждений были прописаны еще в далеком 1989 году. Тогда стало понятно, что занятия физической активностью при большом количестве людей и повышенной нагрузке на организм должны обязательно сопровождаться вентиляцией, причем определенной кратности. Ведь когда человек бегает, потеет, его организм выделяет тепло. Задача вентиляции в этом случае не только обеспечивать приток свежего воздуха, но и иметь режим рекуперации, позволяющий убирать лишнюю влагу, а также систему понижения температуры, чтобы поддерживать ее в зале на уровне от 18° до 21°С. Опять же, оптимальная температура воздуха для занятий спортом была давно определена медициной. И многие другие вещи, которые прописаны в требованиях сегодня, были известны уже несколько десятилетий. Но рынок был устроен так, что не все требования были обязательными к соблюдению, их отдавали «на откуп» самим клубам. Допустим, те же шапочки для плавания в бассейне – учитывая то, что в наших клубах одновременно на воде тренируется небольшое количество людей, мы разрешали плавать без них. Но это были «докоронавирусные» времена, а сейчас, понимая всю опасность ситуации, мы уже не можем позволить себе отступить от требований. В остальном наши клубы создавались в соответствии со всеми рекомендациями: начиная от напольных покрытий без запаха резины и заканчивая системой вентиляции.

Я правильно понимаю, что тяжелые времена из-за новых требований настанут для небольших клубов и стартапов?

Когда мы запускаем свое дело, нам приходится думать в первую очередь о получении прибыли, и это абсолютно нормально. Но бывает, что в погоне за прибылью люди целенаправленно пренебрегают дополнительными вложениями только из-за того, что такие расходы мешают им получать деньги. В привычные времена это, наверное, допустимо, но сейчас наступил тот момент, когда дополнительной необоснованной прибыли, которая получалась «до», не будет «после». А это может привести как раз к тому финансовому результату, когда все становится на свои места. Не надо было думать, что ты раньше много зарабатывал, потому что мало тратил. Нужно было реально оценивать то, из чего складывается твой заработок. Если из того, что ты заработал, а не из того, что ты сэкономил, это правильный расчет. Я думаю, что размер компании, размер клуба значения не имеет. Имеет значение лишь отношение к тому, чем ты занимаешься, сам подход.

За эти месяцы мы увидели феномен «рекомендаций Шредингера», когда они вроде есть, но в то же время их нет. Введен масочный режим, но почти везде можно ходить без масок. Фитнес-клубы не работают, но часть из них открыта. Даже в самое «карантинное» время можно было попасть в ресторан, если очень этого захотеть. Как вы к этому относитесь? Почему вы не пошли навстречу желающим и не открылись раньше, например, на персональные тренировки?

На первую часть вопроса – о моем отношении к этой ситуации – у меня нет ответа. Как человек, который управляет большой компанией и несет ответственность за значительное количество сотрудников, я понимаю, что ограничения, запреты, остановки загоняют нас в большие долги, и все это приводит к очень плохим последствиям. С другой стороны, я понимаю, что отсутствие запретов, масочного режима и карантина ведет к тому, что срок борьбы с этой «гадостью» растягивается. И я не знаю, что правильно: закрыть все или наоборот все открыть. Пока нет исторических аргументов, чтобы понять, что где-то сделали хорошо, а где-то плохо. Одни пожертвовали людьми ради экономики, и экономика поднялась, а другие – экономикой ради людей, и у людей все хорошо, но экономика рухнула. Мы движемся в потемках и, наверное, когда-нибудь узнаем, какой путь был верным.

А если говорить о вопросе «почему все работают, кроме нас?», то я не хочу никого обидеть, но, наверное, потому что мы свой бизнес строили исходя из уважения к людям. Если бы мы уважали только себя, и наше уважение базировалось на том, сколько денег у нас в кармане, тогда мы вели бы себя по-другому. Загонять клиентов в условия, из-за которых им пришлось бы тайком выходить через задний вход, озираться на каждый стук и писк, я не хотел, просто потому что я их уважаю.

Фитнес будет вынужден глубже смотреть внутрь себя. В индустрии останутся те,
кто готов понимать не только свои желания, но и желания клиентов. Он очистится от компаний, которым никогда не было интересно, кто их клиент и зачем он к ним пришел. Выживут бизнесы, построенные на уважении
Как клуб с точки зрения персонала пережил этот период? Многие организации провели сокращение команды, кто-то пересмотрел политику работы с сотрудниками. Как у вас?

У нас все хорошо с персоналом. Когда мы закрывались, то думали о том, какими хотим пройти через карантин и какими хотим выйти. Мы поняли, что если не сохраним наших людей, которых воспитывали многие годы, в которых вкладывали деньги и которые всей душой преданы компании, то это будут уже не те клубы. На таких принципах мы провели общение со всеми сотрудниками. Объем разговоров был достаточно большой – в сумме беседы заняли четыре дня. Я рассказывал подробно о том, что мы делаем, о взаимоотношениях с банками, с клиентами, о нашей работе с ассоциацией, с правительством, а также о перспективах, которые нас ждут. И мы со всеми договорились, сделали и продолжаем делать все, что обещали. Из огромного количества наших сотрудников фактически мы потеряли всего двух человек, и то по определенным причинам: в силу возраста, образования, их цели прихода в компанию. Они просто сменили свою специальность.

Когда начался карантин, клубы сразу же начали проводить бесплатные онлайн-тренировки. Не было опасения, что люди примут этот формат и не захотят возвращаться в офлайн, экономя время на дорогу до клубов и деньги на карты?

Последние восемь-десять лет нас пугают тем, что онлайн-фитнес победит классический формат занятий. Поэтому мы держим руку на пульсе и следим за новинками в сфере спортивных приложений (а их в AppStore на платной и бесплатной основе доступно уже более 400). В какой-то момент мы поняли, что это не угроза, а помощь нам, фитнес-клубам. Это формирование привычки, легкий способ перейти к здоровому образу жизни без особых вложений. Клубы, особенно те, которые создавали мы, всегда были нацелены на формирование коммьюнити. Занятие в онлайн не дает доступ к такому сообществу, это тренировки без души, где нет взаимосвязи тренера и клиента, нет изюминки. Я, может быть, слишком категоричный, но я уверен в том, что полностью перейти в онлайн – это все равно некое отклонение от нормы в поведении людей. Не может здоровый человек, нормально ощущающий себя в обществе, так себя вести.

Слоганом всей этой пандемии стали фразы: «Мир больше не будет прежним», «Все будет по-новому». Разделяете ли вы это мнение и как рисуете себе мир будущего и место фитнеса в нем?

Мир в любом случае изменится. На мой взгляд, он был крайне несправедлив даже не в финансовом плане, а в декларировании того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Полярность мнений была огромная, и, наверное, сейчас в базовых ценностях люди станут ближе друг к другу, поменяется система отношений. В фитнесе то же самое. Он будет вынужден глубже смотреть внутрь себя. В индустрии останутся те, кто готов понимать не только свои желания, но и желания клиентов. Он очистится от компаний, которым никогда не было интересно, кто их клиент и зачем он к ним пришел. Выживут бизнесы, построенные на уважении.