То есть эти рекомендации не связаны с пандемией? Ситуация с COVID-19 стала катализатором изменений, которые назревали до этого?
Раскрою секрет – ничего нового придумано не было. Правила по строительству спортивных учреждений были прописаны еще в далеком 1989 году. Тогда стало понятно, что занятия физической активностью при большом количестве людей и повышенной нагрузке на организм должны обязательно сопровождаться вентиляцией, причем определенной кратности. Ведь когда человек бегает, потеет, его организм выделяет тепло. Задача вентиляции в этом случае не только обеспечивать приток свежего воздуха, но и иметь режим рекуперации, позволяющий убирать лишнюю влагу, а также систему понижения температуры, чтобы поддерживать ее в зале на уровне от 18° до 21°С. Опять же, оптимальная температура воздуха для занятий спортом была давно определена медициной. И многие другие вещи, которые прописаны в требованиях сегодня, были известны уже несколько десятилетий. Но рынок был устроен так, что не все требования были обязательными к соблюдению, их отдавали «на откуп» самим клубам. Допустим, те же шапочки для плавания в бассейне – учитывая то, что в наших клубах одновременно на воде тренируется небольшое количество людей, мы разрешали плавать без них. Но это были «докоронавирусные» времена, а сейчас, понимая всю опасность ситуации, мы уже не можем позволить себе отступить от требований. В остальном наши клубы создавались в соответствии со всеми рекомендациями: начиная от напольных покрытий без запаха резины и заканчивая системой вентиляции.
Я правильно понимаю, что тяжелые времена из-за новых требований настанут для небольших клубов и стартапов?
Когда мы запускаем свое дело, нам приходится думать в первую очередь о получении прибыли, и это абсолютно нормально. Но бывает, что в погоне за прибылью люди целенаправленно пренебрегают дополнительными вложениями только из-за того, что такие расходы мешают им получать деньги. В привычные времена это, наверное, допустимо, но сейчас наступил тот момент, когда дополнительной необоснованной прибыли, которая получалась «до», не будет «после». А это может привести как раз к тому финансовому результату, когда все становится на свои места. Не надо было думать, что ты раньше много зарабатывал, потому что мало тратил. Нужно было реально оценивать то, из чего складывается твой заработок. Если из того, что ты заработал, а не из того, что ты сэкономил, это правильный расчет. Я думаю, что размер компании, размер клуба значения не имеет. Имеет значение лишь отношение к тому, чем ты занимаешься, сам подход.
За эти месяцы мы увидели феномен «рекомендаций Шредингера», когда они вроде есть, но в то же время их нет. Введен масочный режим, но почти везде можно ходить без масок. Фитнес-клубы не работают, но часть из них открыта. Даже в самое «карантинное» время можно было попасть в ресторан, если очень этого захотеть. Как вы к этому относитесь? Почему вы не пошли навстречу желающим и не открылись раньше, например, на персональные тренировки?
На первую часть вопроса – о моем отношении к этой ситуации – у меня нет ответа. Как человек, который управляет большой компанией и несет ответственность за значительное количество сотрудников, я понимаю, что ограничения, запреты, остановки загоняют нас в большие долги, и все это приводит к очень плохим последствиям. С другой стороны, я понимаю, что отсутствие запретов, масочного режима и карантина ведет к тому, что срок борьбы с этой «гадостью» растягивается. И я не знаю, что правильно: закрыть все или наоборот все открыть. Пока нет исторических аргументов, чтобы понять, что где-то сделали хорошо, а где-то плохо. Одни пожертвовали людьми ради экономики, и экономика поднялась, а другие – экономикой ради людей, и у людей все хорошо, но экономика рухнула. Мы движемся в потемках и, наверное, когда-нибудь узнаем, какой путь был верным.
А если говорить о вопросе «почему все работают, кроме нас?», то я не хочу никого обидеть, но, наверное, потому что мы свой бизнес строили исходя из уважения к людям. Если бы мы уважали только себя, и наше уважение базировалось на том, сколько денег у нас в кармане, тогда мы вели бы себя по-другому. Загонять клиентов в условия, из-за которых им пришлось бы тайком выходить через задний вход, озираться на каждый стук и писк, я не хотел, просто потому что я их уважаю.