В апреле этого года World Club отметил 15-летие. Когда готовились к юбилею, я листала архив и поймала себя на мысли, что по номерам журнала можно восстанавливать историю саратовского бизнеса. Замечу, что 10 лет назад количество бутиков, предлагавших саратовцам бренды класса люкс, было значительно больше. Можно не углубляться так далеко в историю и вспомнить о громком закрытии этого года, когда мы попрощались с одним из старейших fashion-ритейлеров города. Какой путь прошла ваша компания и как чувствует себя сегодня?
Насчет того, что люкса в Саратове десять лет назад было больше, я бы с тобой поспорила. Премиальных брендов — да. Но флагманы сегмента luxury: Saint Laurent, Valentino, Gucci, Dolce&Gabbana — привезли в город мы, причем не так давно. Что касается истории компании — я в Европейский Fashion Group работаю семь лет, поэтому о том, с чего все начиналось, могу рассказать только со слов наших сотрудников. Мы прошли огромный путь от отдела в 4,5 квадратных метра до четырех бутиков. Первым нашим контрагентом был Брестский чулочный комбинат. От Бреста до Gucci —
можно было эту статью назвать так (смеется). А между ними была Турция, Римини, потом Милан, Париж, Лондон и все остальное.
Как чувствуем себя сегодня? Отвечу так: по ситуации. За последние четыре года компания увеличила площади на 40%. При этом объем продаж, к сожалению, не вырос. Когда мы реконструировали Podium, то выкупили второй этаж здания. На самом деле, этот шаг был сделан вынужденно: дому 150 лет, если бы не отселили соседей и не вложились в его восстановление, он бы просто рухнул.
В STATUS мы провели ребрендинг, решили чуть понизить уровень представленных брендов и сделали четыре корнера: Lacoste, CK Jeans, Emporio Armani, Tommy Hilfiger. Все эти бренды сейчас на пике. Но ставка на доступные марки не сработала, хотя, когда мы привезли небольшие коллекции, sell-out был великолепный. Мы поняли, что те люди, которые хотели бы потреблять эти продукты, сейчас не могут себе их позволить, экономят. А те, кто может их себе позволить, предпочитают бренды классом выше.
Сейчас мы снова делаем разворот, который закончится весной 2020 года. Мы оставим лучшие капсулы CK Jeans, Emporio Armani, Tommy Hilfiger, но вер- нем те линии, которые продавались раньше: Trussardi, Bikkembergs, Harmont &Blaine, LIU JO и другие. Это не будут корнеры, будет коллаборация брендов. А в Podium станут доступны Max&Co, GANNI, Cappellini. В La Terza Roma придет Balenciaga, и будет еще пара сюрпризов.
Вы постоянно пополняете портфель брендов, представленных в бутиках. Давай будем объективны — Саратов не fashion-столица мира, и представители Gucci или Balenciaga вряд ли обладают хоть какой-то информацией о нашем городе. Легко это — привезти сюда новую марку?
Это не совсем так: информацию они имеют, и хотя бы раз представитель каждого бренда был в Саратове. Если честно, то экономическая ситуация города не очень соответствует стандартам, по которым люксовый бренд заходит в регион. В очереди за Gucci мы стояли пять лет. Это были длительные переговоры, в положительный исход которых не верилось до самого конца. Но после того, как получаешь эту марку в свой портфель, дальше уже нет проблем. Gucci, Saint Laurent открывают любые двери. От Лондона до Дюссельдорфа у Европейский Fashion Group действительно идеальная репутация. За всю историю работы мы ни разу никого не подвели, чем обычно грешат русские партнеры. Нам было тяжело в начале, но легко сейчас.
По какому принципу вы делаете выбор в пользу той или иной новой марки?
Что выстрелит в следующем сезоне, определяют ключевые ритейлеры. В Милане, Париже, Лондоне мы начинаем свой визит с luxury-универмагов: Rinascente, Lafayette и Harrods. Поставят они корнер на входе — успех нового бренда будет на 90% предопределен. Так, к примеру, было с Zadig&Voltaire пять лет назад. К слову, именно байеры, представители тех же универмагов вместе с модными редакторами сидят в первых рядах на всех показах. Поэтому, глупо будет говорить о какой-то моей экстраординарной интуиции, о том, что я, девушка из Саратова, сейчас привезу никому не известный wow-бренд. Есть контекст, важно его чувствовать.
Насколько Саратов включен в этот контекст? Мы можем обсуждать первые ряды Недель моды, но все-таки мы здесь в другой реальности.
Если ты хочешь узнать, покупаем ли мы вещи с показов, fashion-show, — практически нет. Посмотри автовыставки и концепт-кары — видишь ли ты их в салонах? Здесь тот же принцип. У любого бренда существует несколько выходов к заказу: пре-коллекция, основная коллекция и fashion-show. На fashion-show байеры ездят в большинстве случаев, чтобы посмотреть, а не заказать. Не значит, что вещей оттуда не будет в бутиках — но это лишь 3% от общего объема даже в Лондоне, не говоря о Саратове. Пре-коллекция или круизная, как ее по-другому называют, всегда самая сильная. Это то, что носибельно, то, что будет пользоваться спросом. Ее мы и привозим.
Мы начали разговор с возврата на 15 лет назад. Тогда такого явления, как интернет-магазины с быстрой доставкой, в принципе не было. Сейчас вы чувствуете конкуренцию с их стороны?
Да, конечно. В первую очередь, со стороны Farfetch. Но все проходит, и это пройдет. У люкса есть своя философия, свой ритуал: поход в бутик, работа с консультантом, с портным. «Лебединое озеро» вы можете посмотреть дома по телевизору, но не получите удовольствие. Сам процесс выбора, диалога, субъективных, тактильных ощущений, цветопередачи, посещения бутика — это очень круто.
В июле этого года в прессе распространилась любопытная информация: рынок поддельных товаров класса люкс превысил легальный. Чувствуете ли вы угрозу со стороны продавцов копий?
Наши клиенты — разные люди. Из разных социумов, с разным доходом. Подделки оттягивают на себя большую часть рынка? Да, но не нашего. Они будут конкурировать с масс-маркетом. Но не с нами.
Как вы в Европейский Fashion Group видите развитие вашего сегмента рынка и его перспективы?
Честно: перспектив мы не видим. С момента основания у нас была четкая стратегия, и ее финишной точкой мы видели открытие люксового универмага, который объединит все бренды. Четыре года назад мы к этому подошли, подобрали идеальное помещение, но отказались от него. Не время. У нас в офисе висит слоган — «Делай, что должно и будь, что будет». Вот как-то так я бы и ответила про развитие нашего сегмента.