Текст: Наталья Косарева
Фото: Катерина Сипачева
ВОПЛОЩАЯ МЕЧТЫ
Каков путь от дизайн-проекта мебели до ее воплощения в доме или квартире? Что предпочитают в интерьере будущие мамы, программисты и предприниматели? Как создать именную модель кровати или запустить собственную линейку мебели? Об этом и многом другом поговорили с героиней обложки зимнего номера, совладелицей конструкторского бюро Details Ксенией Лукиной (Полынской)
Красивая девушка и производство – это всегда впечатляет и восхищает. Как вы оказались в мебельном бизнесе?

Я была наемным сотрудником – директором по развитию мебельной фабрики. Через несколько лет работы решила, что и сама могу делать такой бизнес. Я как раз была в декрете, и со мной случилось то, что случается со многими мамами в этот период, – пришла идея собственного дела. Но, запустив свое производство, я поняла, что набрать заказы – не проблема, проблема – в их исполнении. С самого начала я не работала в низком ценовом сегменте, нужно было поддерживать определенный уровень. В найм я пришла уже на отлаженное производство, а как построить такое производство самой, до конца еще не осознавала, поэтому примерно через два года я закрыла бизнес и решила взяться за что-то более «девичье». В результате стала эксклюзивным представителем по Саратовской области трех поставщиков текстиля, в том числе российских дизайнерских гобеленов. Благодаря тканям я узнала все мебельные производства в области и нашла партнеров, с которыми впоследствии открыла Details/

С какой мебели началось конструкторское бюро?

Мы сразу делали все виды мягкой мебели, и продолжаем до сих пор. Сейчас думаем сконцентрироваться на одной нише, ведь у нас есть планы шире шагать по России. Выбрали кровати, в частности, детские. Вышло так, что когда я еще не объявила об этом, но приняла внутреннее решение, число заказов на кровати сразу выросло. Значит, так тому и быть.

Кто ваш клиент?

В первую очередь это архитекторы и дизайнеры – через них о нас узнают непосредственные покупатели. Хотя работает и сарафанное радио, ведь я уже пятнадцать лет в этом бизнесе. Люди звонят напрямую, говорят, что пришли в гости к друзьям, увидели мебель, и теперь хотят такую же. Но у клиента без дизайнера путь сложнее. Часто людям кажется, будто они знают, чего хотят. При этом на просчет они присылают десять моделей диванов. Ты просишь выбрать конкретную модель, которая нравится больше всего, и тут человек впадает в ступор, так как понимает, что среди этих вариантов нет ни одного, в который бы он был «влюблен». С другой стороны, сейчас у людей есть насмотренность, интернет, с помощью которого можно вдохновиться моделями любой зарубежной фабрики. Кроме того, многие наши клиенты спокойно могут слетать на мебельную выставку, увидеть модели вживую и понять, какая им ближе.

Если говорить о взрослых кроватях, то это всегда дизайнерское решение или есть готовые модели?

С учетом того, что мы не фабрика, а конструкторское бюро, у нас нет готовой линейки. Но есть множество проработанных моделей, которые можно считать относительно стандартными. Плюс каждый год есть какие-то свои тренды, которые мы воплощаем. Сейчас это так называемый вывернутый шов обивки с одной стороны, и облегченность, высокие опоры – с другой. Если раньше 98 % кроватей заказывали с коробом для белья, подъемным ортопедическим основанием – храни хоть кирпичи, как на самом деле поступал один из наших клиентов, – то сейчас процентное соотношение массивных и легких 70 к 30. Все-таки 70 % кроватей идут с коробами, это такое наше русское – пусть будет на всякий случай дополнительное место для хранения. А 30 % – кровати на высоких опорах, чтобы мог проехать робот-пылесос, например. Если я вижу, что в проекте у заказчика кровать, похожая на то, что мы уже делали, всегда предупреждаю об этом: вот цена за вашу кровать «с нуля», а вот цена за модель, которая уже разработана. Конечно, во втором случае цена выгоднее. И довольно часто люди говорят: «Да я вообще разницы не вижу». А кто-то наоборот хочет воплотить именно свой вариант, который они с дизайнером год вынашивали. В любом случае мы добавляем человека в наш Telegram-канал, где можно посмотреть все работы. Присоединиться к каналу можно и самостоятельно, например, через QR-код в журнале World Club.
Какие есть особенности у детских кроватей? Почему это направление вам интересно?

Российский рынок детских кроватей скудный, его практически нет. Создается впечатление, что производители просто «одевают» взрослые кровати в детские цвета. Тем временем есть много дизайнерских решений, в том числе подсмотренных в Италии, есть интересные формы, есть возможность «поиграть» с текстилем и превратить детскую кровать в некий арт-объект, при этом сохранив удобство использования. Более того, импортозамещение развивается во всех сферах. Если раньше мы закупали бельгийские гобелены, то сейчас есть российская фабрика, которая ткет их на очень достойном уровне, и стоят они заметно дешевле из-за того, что доставка осуществляется внутри страны. Более 800 различных трендовых принтов в гобелене, представляете! Об этом даже не все дизайнеры знают. А еще мы закупили оборудование, которое гнет фанеру, придает ей разные формы. И мне интересно «раскачать» это направление, «раскачать» наших людей на творческий подход к детским кроватям, чтобы они не боялись уходить от обыденных решений.

Важный момент. Детские кровати не обязательно должны быть маленьких размеров. Для детей от 4 до 10 лет спальное место обычно заказывают 90 на 200 см, для подростков – 140 на 200 см. Если зайти в наш Telegram-канал, там можно увидеть много таких примеров. Бывает, что и совсем маленьким детям берут большие кровати, но ставят съемные ограничители. Мы используем для них современные крепежи, после снятия даже сложно найти, где этот ограничитель стоял. По правде сказать, в детских кроватях нюансов еще больше, чем во взрослых. Но наши конструкторы и оборудование позволяют сделать если не все, то очень многое.

Есть планы по тому, как «раскачать» детское направление?

Да, на следующий год планирую поехать на международную мебельную выставку в Москву как участник и сделать акцент на детских кроватях. В связи с этим сейчас мы заинтересованы в разработке новых моделей и приглашаем дизайнеров и заказчиков творить вместе с нами, создавать эту линейку. Мы даже готовы называть модели именами тех, чьи идеи будем воплощать. Такая практика уже есть, иногда клиенты просят назвать кровать их именем. А вообще, нашими силами можно создать свою собственную линейку и организовать контрактное производство мягкой мебели. Кажется, что это очень дорого, ведь это так глобально звучит. Но мы можем предложить выбрать из уже разработанных моделей, которых больше сотни. Люди, рассматривающие это как бизнес, а не как творчество, понимают выгоду такого предложения. Дальше мы просто «одеваем» модели в разный текстиль, придавая им уникальность. Могу сказать, что порой даже профессиональные дизайнеры, видя несколько изделий в разном текстиле, не понимают, что перед ними одна и та же модель.
Поделитесь вашими «фишками» в плане конструктивных особенностей кроватей.

Я уже упоминала, что русские люди любят короба для хранения. Так вот, мы делаем их таким образом, что короба лежат на полу, под ними не скапливается пыль, в них можно наступать. При этом нет ни одного крепления, которое было бы заметно глазу. Смотрится здорово! Если кровать на высоких опорах, но все-таки нужен короб, делается металлическая обвязка, и короб кладут на нее. Он при этом неглубокий, и сама конструкция обойдется дороже, но это возможно. По желанию заказчика можем использовать механизм двойного подъема, который горизонтально поднимает дно кровати над основанием.

Расскажите о проектах, которые считаете самыми интересными, необычными.

Интересные для меня – это сложные и смелые проекты. Хотя, когда уже сделал что-то сложное, оно перестает казаться таковым. Кстати, самые смелые проекты по цветовым решениям, по формам – те, которые заказывают беременные. Это «ушастые» кровати, «сложносочиненные» диваны, яркие оттенки текстиля. Вообще, спустя много лет работы, я могу по дизайн-проекту понять, кто находится по ту сторону. Очень характерные интерьеры и мебель заказывают программисты, женщины «в положении», вовлеченные в свое дело бизнесмены, холостяки. Например, у программистов самые лаконичные интерьеры и «50 оттенков серого».

Если говорить про кровати, это либо максимально облегченный вариант, либо противоположность – огромная массивная кровать с вывернутым швом. А те, кто в бизнесе, очень любят геометрические формы: на обоях, на коврах, на декоративных подушках. Видишь много треугольников, сразу понимаешь, что клиент – руководитель.

Как вы работаете с клиентами?

Когда клиент впервые обращается, неважно, через дизайнера или сам, он получает максимум правдивой информации о стоимости. Мы, например, не делим текстиль на категории, как это обычно делают на мебельных фабриках, а пишем стоимость изделия плюс метраж ткани. После заключения договора у любого клиента, даже если он заказал один пуфик, будет конструкторский макет, где четко прописаны размеры, ткань и все остальные нюансы. По сравнению с дизайнерской визуализацией, это детальная проработка. Тем более бывает, что дизайнеры рисуют красивые вещи, но неисполнимые или просто неудобные. Существует огромное множество деталей, которые нужно учитывать при производстве. Подбор текстиля – отдельная история, он происходит не как в салоне. Я вообще с трудом представляю, как можно приехать в салон и, глядя на вешалку, выбрать обивку. Например, вы живете в интерьере в серых тонах, а салон выполнен в совершенно других. Тут даже дизайнерам сложно. Поэтому выезд на объект с текстилем – обычное дело, и везу я не два-три образца. Если клиент хочет сэкономить, можно выбрать ткань дешевле, не делать технически сложных элементов. Но мы никогда не будем использовать вместо фанеры ЛДСП, не будем закупать никакой другой поролон, кроме премиального. Есть такие понятия, как рекламация и репутация. Мы с этим не играем.

Как строится работа после заключения договора и отрисовки макета? Как скоро клиент получает готовый заказ, и может ли он отслеживать процесс?

Сроки изготовления – один-два месяца, в зависимости от загруженности производства и от особенностей заказа. Чем больше предметов мебели в заказе, тем больше времени может потребоваться. С клиентом держим связь в мессенджерах. Если человек хочет проконтролировать процесс, он всегда может запросить фотографии каркаса, отдельных деталей. На практике обычно люди говорят: «Мы все хотим контролировать», а потом, когда спрашиваешь, прислать ли фото, отвечают: «Да ладно, не надо». Есть доверие. И, кстати, Telegram-канал в этом очень помогает, потому что каждый день мы выставляем новую мебель с производства.
Вы работаете не только с Саратовом, верно?

Да, работаем с разными городами и хотим расширяться. Но большая часть аудитории пока все-таки в Саратове. Когда производитель находится с тобой в одном городе, это вызывает больше доверия. Сейчас работаем с Казанью, в основном с достаточно крупными архитекторами и дизайнерами. Также у нас там есть партнер – изготовитель корпусной мебели. С нашей помощью он может предложить своим покупателям комплексное решение – корпусную и мягкую мебель в одном месте. Плотно работаем с Москвой. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге больше точечные заказы. Недавно было интересное мероприятие – круглый стол с дизайнерами в Самаре. Услышала от них очень конкретную обратную связь, что в Самаре нет такого производства. От нескольких самарских дизайнеров есть запрос на открытие представительства. Это как раз то направление, в котором мы хотим развиваться. Мы открыты, приглашаем архитекторов-дизайнеров к сотрудничеству. И ждем людей разных профессий, которые хотят индивидуального подхода к себе и своей мебели. Детальная проработка каждого нюанса с нас, с вас – улыбка при получении вашего заказа с индивидуальным решением.

Шоурум: Энгельс, ул. Маяковского, 48
Встреча по звонку, тел: +7 987 833-22-18