Текст: Мария Ерохина
Иллюстрация: Юрий Быков
Цифровое детство
В поколении миллениалов принято считать, что Майнкрафт, Варкрафт, Фортнайт и Роблокс – четыре всадника родительского апокалипсиса.
Но, пожалуй, уже давно пора честно спросить себя – а не поторопились ли мы с такими однозначно негативными оценками раннего приобщения наших детей к дивному цифровому миру?
Критерий родительской честности – пожалуй, первое, о чем стоит задуматься, когда вы уже занесли карающую руку на головой чада, упорно не желающего возвращаться в аналоговую реальность. На самом деле родители, сбрасывающие напряжение после рабочего дня в какой-нибудь Доте, Танчиках или соцсетях, поступают не самым педагогичным образом, преграждая своим отпрыскам дорогу к игровой консоли или компьютеру. Тут, как емко формулируют психологи, принцип один – «или все, или никто».

Еще один не всем очевидный ход – включить киберигры в общую семейную образовательную стратегию. Тем более, что ученые нидерландского Университета Неймегена на основании пятилетнего исследования доказали: опыт определенных киберигр дает детям значительные преимущества – помогает регулировать эмоции, учит строить прочные социальные связи, улучшает познавательные способности. К тому же, может внезапно оказаться, что именно достойные симуляторы и стратегии станут для семьи новым способом сблизиться и вместе весело провести время.
Совместные игры присутствуют в семье с самого рождения ребенка – развивающие и развлекающие, вербальные и тактильные. Но со временем, на промежуточной стадии перехода ребенка к более взрослым и самостоятельным играм, происходит отъединение родителей. Они видят, что ребенок может занять себя сам – и отходят в сторону. А игры у ребенка сменяются на следующем этапе на компьютерные – интересные, реалистичные, захватывающие, в которые ребенок обычно играет по-прежнему один, сохраняя сложившийся разрыв. В семье же особенно важно, когда есть общие интересы у детей и их родителей, это дает ощущение движения в одну сторону, когда все получают удовольствие от общего процесса. И, если мы не говорим о тотальном погружении в ущерб умственному и физическому развитию, то компьютерная игра может семью сплотить и объединить общими положительными эмоциями – как фундамент общего для всех занятия, где родитель может чему-то научить ребенка, а ребенок – родителя. Это очень важно для дружеского диалога между родителем и ребенком, который возникает, когда оба они говорят на одном языке. Тем более, что сегодня компьютерные игры могут научить не только ребенка, но и взрослого – в объединяющем совместном процессе развивается логика, скорость принятия решений, ориентация в жизненных ситуациях. Вообще формат игры традиционно показывает очень хорошие результаты в образовательном процессе в абсолютно разных сферах – от детских садов до бизнес-тренингов. И мы уже отчетливо понимаем, что в современном мире дети неизбежно будут двигаться в направлении онлайн – тем более, что ситуация с пандемией показала, что онлайн-образование идет эффективнее и легче, когда есть баланс между познавательным процессом и игрой.

Дмитрий Соболев
Семейный и личностный психолог
ТОП-3 НЕОЖИДАННО ПОЛЕЗНЫХ ИГР
ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ЛЮБОГО ВОЗРАСТА

  • MINECRAFT (МАЙНКРАФТ)
    Конструктор из бесконечного Lego, дающий беспрецедентные возможности для инженерного творчества. Игра не имеет встроенных структурированных квестов, игроки бродят по миру и исследуют его без срочных задач. Семьи могут настроить личные серверы для командной игры, загружать собственные карты и многопользовательские приключения.

    Что развивает: навыки программирования, 3D-моделирования и работы с объемными фигурами, командное взаимодействие, логику, пространственное мышление, память, управление ресурсами, эмпатию.
  • AMONG US
    Многопользовательская игра на социальную дедукцию – старая-добрая «мафия», где экипажу космического корабля из 10 человек нужно вычислить предателя (импостора). По уровню прорисовки героев напоминает «Масяню», но легко подгружается на любой гаджет и объединяет онлайн более 100 тысяч игроков во всем мире.

    Что развивает: стратегическое мышление, дедукцию, внимание к деталям, умение распознавать ложь, командное взаимодействие, способность быстро принимать решения.
  • EVERYTHING
    Залипательный симулятор с прекрасной графикой, где можно управлять любой игровой сущностью – атомами, камнями, растениями или планетами, связывать объекты друг с другом, создавать миры внутри миров и раздвигать временные границы.

    Что развивает: понимание взаимосвязей различных явлений, зависимости между биологическими видами, здоровую фантазию и умение развлекать самого себя.
ПЯТЕРКУ В ЖУРНАЛ ЗА ПРОЙДЕННУЮ МИССИЮ

Не просто так именно геймификация стала сегодня определяющим образовательным трендом во всем мире. Все больше экспертов мечтают о том, что через несколько лет школьное образование можно будет полноценно перенести в digital и обучать детей математике и литературе с помощью тех же самых онлайн-игр, в которые они бесконечно режутся дома. Первые образовательные эксперименты начались в 2018 году с самой популярной игры десятилетия Minecraft. Сегодня уже более 400 школ США, Индии и Скандинавии ведут предметы прямо в Minecraft Education Edition, а в Швеции игру изучают на отдельном уроке. У нас самый известный проект – литературные Minecraft-спектакли, поставленные Shkolakola совместно с Большим драматическим театром, экспериментальное краткое изложение двух классических произведений – «Вишневого сада» Чехова и «Моцарта и Сальери» Пушкина. Еще один многократно измеренный и подтвержденный образовательный бонус заключается в том, что именно компьютерные игры в разы повышают мотивацию детей к изучению английского языка. И дело не только в том, что лучшие киберигры изначально англоязычны. Вокруг большинства из них складываются огромные фан-сообщества, где другие игроки постоянно делятся своими настройками и модификациями, картами квестов, летсплеями и вики-записями. Эта культура поощряет маленьких игроков делиться собственными идеями с мультиязычным игровым сообществом и активно общаться с единомышленниками в разных точках мира.
СОВМЕСТНОЕ ЦИФРОВОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Новый кодекс родительской цифровой реальности всегда еще и про безопасность ребенка – психологическую, технологическую и финансовую. Обязательный минимум цифровой гигиены сегодня – избегать бессмысленных тайм-киллеров, которые мгновенно спишут у вас деньги с карты, если вы вовремя не заблокировали внутриигровые транзакции. Но как во всем этом нарастающем шквале тотальной диджитализации найти разумный баланс современным семьям? С самого начала идите рядом со своими детьми в виртуальном мире, и тогда вам нечего будет бояться, потому что по дороге вы поставите столько страховок, сколько захотите и сможете. Тем более, что искренний взаимный интерес родителя и взрослеющего ребенка – бонус, важность которого невозможно переоценить. В конце концов, если уж нельзя предотвратить цифровую революцию, проще ее возглавить. Хотя бы в своей собственной семье.