Хочу продолжить тему дома Вакурова. Я узнала о том, что туристов, которые приезжают в Саратов на круизных теплоходах, водят к вам в «Кофе и шоколад» и в роастерию «Территория кофе» на Московской, 9. У вас даже есть сувенирные упаковки зерна с надписью «Свежеобжаренный кофе из Саратова». Сейчас много говорят про туристический потенциал нашего города. Вы его видите?
Конечно, да – это показала пандемия. На самом деле, когда внутренний туризм в России оживился, стало ясно, что у нас нужно изменить. Туристам уже недостаточно приехать и посмотреть на красоту города, они хотят чего-то аутентичного. Как в Европе, когда приходишь в семейное заведение, и тебе говорят: «Это наш сыр, его можно попробовать только здесь» или «Это наши мидии, по особому рецепту». Например, мы в меню наших кофеен ввели «Саратовский чай», который делается на основе травяных сборов из села Лох и подается с медом с пасеки Моториных. Тот же кофе местной обжарки: в кофейнях используются зерна из нашей собственной роастерии. Сами ездили в Бразилию, знакомились с представителями местных кооперативов, много времени потратили на обучение обжарщиков и вырастили мастеров высокого уровня.
Есть ощущение, что сейчас происходит ренессанс локальности и если раньше говорить «это саратовское» было как-то даже стыдно, то теперь этим гордятся?
Да, сознание у людей стало меняться. Был стереотип: «ну что такое саратовское?»... Хотя до революции все знали, что сарпинка – она не французская, не английская, а саратовская. И если бы где-то на выставке сказали: «сарпинка из Парижа», все бы решили, что это какой-то брак. Или саратовская мука, калач, который несколько дней не черствел. И сегодня есть кем гордиться, нужно только поискать. Например, ребятами, которые стали делать посуду Saloev, – ее сейчас можно увидеть в заведениях по всей России. Мы сейчас с ними тоже ведем переговоры. Или наши саратовские сыровары, которые берут медали на всероссийских конкурсах. Да что далеко ходить? Крупные молочные, колбасные комбинаты или фабрика «Мария». Когда видишь эти бренды в других городах, радуешься: свое, родное!
Я сейчас часто наблюдаю, как идут группы туристов по Саратову, их подводят к Дому Блюм и рассказывают: «Не знаем, что есть у вас – в Самаре, Нижнем, Казани, а у нас на главной улице часы поют». И говорят об этом как о своем, о личном: «Это наша достопримечательность», «Это саратовское». И знаешь, о чем я тогда думаю? Не окупится это все при жизни, да и фиг с ним (смеется).