Текст: Оксана Евсейкина, Людмила Тугарина
Иллюстрация: Алексей Сидушкин
ЕВРОПА В САРАТОВЕ
Европа и Саратов – так ли они далеки друг от друга? Гид Оксана Евсейкина и иллюстратор Алексей Сидушкин создали маршрут, который перекликается с европейской темой: это модные магазины, кофейни, рестораны и гостиницы. Одеваемся теплее и отправляемся в путешествие во времени и пространстве.
КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ СОБИНОВА
Кирова, 1
Если вы спросите саратовца о здании в нашем городе, которое больше всего напоминало бы Европу, самым популярным ответом будет – консерватория. Монументальное строение создавалось в несколько этапов: первый вариант тогда еще музыкального училища принадлежал петербуржскому архитектору Адольфу Ягну; для перестройки был приглашен архитектор Семен Каллистратов. Он разработал проект в псевдоготическом стиле – с горгульями, башнями и стрельчатыми арками. Подобной архитектуры Саратов до того времени не знал, да и сегодня консерватория поражает горожан своим величием и нездешней красотой.
ДОМ БЕСТУЖЕВА
Кирова, 12
Красивейшее старинное сооружение в кафельной плитке, с барельефными украшениям и орнаментами, вошло в историю города как дом Бестужева. Первоначально здание было построено во второй половине XIX века и принадлежало купцу Ивану Уфимцеву, а Петр Бестужев приобрел его в 1900-х годах. Проект обновленного здания был создан знаменитым архитектором Салько: так появился третий этаж и изменился фасад. Дом был доходным – на втором и третьем этаже квартиры, на первом магазины: известная кондитерская «Фрей» и «Кавказский магазин», а в XIX веке – модный магазин француженки Аделаиды Сервье. Упоминание о нем есть в мемуарах Александра Дюма-отца, который был в Саратове проездом два дня.
ЗДАНИЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
СВЯТОГО КЛИМЕНТА

Кирова, 11
Кафедральный собор Римско-католической церкви в Саратове считался одним из шедевров церковного зодчества. Каменный храм по проекту архитектора Грудистова был построен в неоготическом стиле в 1880 году. Внутренняя отделка поражала своим величием и красотой: искусная дубовая балюстрада, позолоченный алтарь, по обе его стороны в окнах – цветные витражи. В конце 1930-х годов церковь была закрыта, ее внутреннее убранство частично разграбили, уцелевшее передали на хранение в музеи. В 1941 году здание было перестроено по проекту ленинградских архитекторов Помориной и Крестина и в нем был открыт кинотеатр «Пионер».
ЗДАНИЯ ГОСТИНИЦ «РОССИЯ» И «ЕВРОПА»
Горького, 32 и Горького, 30
Легендарные гостиницы расположились по двум сторонам одного перекрестка. Пострадавшая в этом году от сильнейшего пожара «Россия» – самое старое здание на проспекте. Оно было возведено в 1840-е как жилой дом немца Дубека, роль гостиницы стало выполнятьуже с 1860-х, а свой привычный облик приобрело в 1889 году, став собственностью мукомола Ивана Ивановича Зейферта. Здание «Европы» возводилось в 1874–1885 годах на средства купца П.Л. Санина, и помещения на третьем этаже практически сразу были оборудованы под гостиничные номера. Что объединяет эти гостиницы – это европейский уровень и российский размах, а также печальная судьба в последние годы.
МАГАЗИН И МАСТЕРСКАЯ БЛЮМ
Кирова, 20
Эклектичное здание на углу сегодняшних проспекта Кирова и улицы Горького в 1870 году построил домовладелец Петерсон. По некоторым данным, проект подготовил инженер-архитектор Карл Тиден. Спустя четыре года дом приобрел швейцарский подданный Иоганн Блюм, открыл шляпную мастерскую, а часть помещений сдал в наем. После 1908 года магазин Блюма переехал на Театральную площадь, а в доме расположилась кафе-кондитерская «Миньон» – по мнению современников, одна из лучших в Саратове. Сегодня о прошлом напоминает кондитерская Peche Mignon и пивная «Блюм», названная в честь домовладельца.
ГРАНД МИШЕЛЬ
Кирова, 22
Здание бывшего кинотеатра «Гранд Мишель» отсылает нас к Парижу и самим названием, и назначени-ем: синематограф, как известно, был изобретен братьями Люмьер. Кинотеатр был построен на месте «зимнего тропического сада Корнеева» в 1899 году на деньги предпринимателей Парусиновых. «Зимний сад» представлял собой питейно-развлекательное заведение, имевшее дурную славу из-за постоянных драк и скандалов. В новом здании размещались ресторан «Столичный» и зубоврачебные кабинеты. После ликвидации ресторана в 1907 году здесь открыли первый городской синематограф. Показы фильмов сопровождались «салонным квартетом» и симфоническим оркестром.
ДОХОДНЫЙ ДОМ В.А. КРАСУЛИНА
Кирова, 25
В доходном доме купца Красулина сейчас располагается гостиница «Богемия» – ее название отсылает нас к старому наименованию современной Чехии. Здание возведено по проекту архитектора Марсова в 1912 году. Массивное трехэтажное строение в стиле модерн слегка выбивалось из старой застройки улицы, однако стало ее несомненным украшением. Особенное впечатление вызывают грифоны между окнами третьего этажа и асимметрический центр здания в виде двух разных башенок.
СТОЛИЧНЫЙ ЛОМБАРД
Кирова, 29
Здание Столичного ломбарда было построено в 1915 году по проекту архитектора Владимира Карпенко. На его фасаде высечены цифры «1888» – дата основания петербургского отделения ломбарда Печанкина в Саратове. Владимир Карпенко спроектировал дом, замкнутый вокруг внутреннего двора с независимыми входами, складскими и служебными помещениями. Сейчас в здании находятся различные кафе и прекрасный сквозной Гастродвор, который так похож на атмосферные места старой Европы.
ВОЛГА-АСТОРИЯ
Кирова, 34
«Астория» – один из архитектурных символов города. Построена в 1917 году Семеном Акимовичем Каллистратовым – тем же архитектором, который спроектировал здание консерватории. В финансировании строительства участвовали немцы Э. Борель и А. Бендер. Отличительными чертами здания являются массивные пилоны, вытянутые на всю высоту, открытая галерея четвертого этажа, статуи средневековых рыцарей и гонцов.
ДОМ БРАТЬЕВ НИКИТИНЫХ
Кирова, 39
Основатели российского цирка – Дмитрий, Петр и Аким Никитины – в 1873 году выкупили у австрийца Эммануэля Беранека бродячий цирк и развили свое дело до масштабов всей Российской Империи. Дом на углу Вольской и Кирова с прекрасным угловым эркером и кариатидами строился для младшего из братьев по проекту архитектора А.М. Салько. Семья Петра Никитина занимала комнаты на втором этаже, а нижний сдавался в аренду различным учреждениям, среди которых были ресторан «Германия», аптека братьев Хазан, Саратовский городской ломбард и другие конторы.
ДОМ С МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКОЙ
Вольская, 40
Еще один французский адрес – дом на углу Вольской и Дзержинского. На нем размещена мемориальная доска, посвященная последнему наполеоновскому солдату Н.А. Савену: «На этой улице жил и почил в возрасте 126 лет русский француз Николай Андреевич Савен (уроженец Парижа), получивший образование в городе Туре на берегу Луары. Он оказался в России в рядах армии Наполеона, был взят в плен на Березине, направлен в Саратов, где принят под покровительство губернатора города Алексея Панчулидзева. Став преподавателем французского языка, живописи, истории и даже фехтования, он снискал себе почтение всего города. Саратов стал его второй родиной, где он мирно жил и скончался 29 ноября 1894 года в собственном доме, который был расположен в нескольких метрах отсюда»
ДОМ КАЛЛИСТРАТОВА
Вольская, 30
На углу Вольской и Пушкина расположен дом архитектора Семена Каллистратова. Домовладение появилось здесь в начале 1870-х и передавалось от хозяина к хозяину. Например, в начале ХХ века владельцем стал Торговый дом в Швейцарии под фирмой «Брейтмейер и Кº» («торговля часовыми изделиями»). В 1913 году недвижимое имение «перешло к Потомственному Почетному Гражданину Семену Акимовичу Каллистратову в полном составе». Он перестроил два дома в стиле неоклассицизм по своему проекту и соединил в один. Фасад здания был украшен лепным растительным орнаментом.
ДОМ ВОЛЬСКОГО
Советская, 30/32
Дом коллежского асессора, секретаря судебной палаты Александра Вольского, поляка по происхождению, был построен в 1905-1908 годах. В Варшаве он увидел красивый особняк купца Всеволода Истомина, построенный в 1887 году. На его фасаде расположились бюсты А.Б. Мицкевича и А.С. Пушкина работы скульптора Анжея Прушинского. В начале века А.Н. Вольский заполучил проект дома Истомина, и ему изготовили копии бюстов русского и польского поэтов. Строительство своего особняка в Саратове он поручил городскому архитектору Александру Клементьеву. Варшавский «оригинал» в 1944 году был разрушен, но в 1949-м бюсты обоих поэтов реставрировали и установили на фасаде дома, выстроенного на месте разрушенного.