Текст: Людмила Тугарина
Фото: Катерина Сипачева
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
«Не дай бог жить в эпоху перемен», – гласит старинная пословица. При этом эпоха перемен не прекращается никогда, поэтому ждать лучших, спокойных времен не приходится. О том, как рынок люксовых и премиальных товаров отреагировал на очередной вызов, говорим с Ксенией Носенко, управляющей сети бутиков Европейский Fashion Group @eufg.ru
Основной вопрос, который интересует большинство, – что будет с вами в этом сезоне? Какие планы?

Да… этот сезон заставил нас хорошенько понервничать. Наша готовность к нему составляла миллион процентов: были сделаны потрясающие заказы коллекций, мы готовили несколько ошеломительных премьер топовых брендов: Celine, Burberry, Jacquemus, вообще была проделана колоссальная работа по селекции. Мы были уверены, что этот сезон будет одним из самых успешных в нашей истории. Но случилось так, как случилось. И за последние полгода мы испытали весь спектр чувств от отчаяния до принятия. Было необходимо оперативно принимать решения, искать альтернативные бренды, которые остались на российском рынке. Основная наша задача была – найти достойные варианты заполнения бутиков, чтобы не пострадало ни количество товара, ни уровень, который мы всегда поддерживали. Слава богу, сейчас у нас появилось понимание дальнейших действий. Ни один из наших бутиков не закроет свои двери, все продолжат работать в прежнем темпе. А вот лично у нас работы прибавится. Но в движении заключается смысл жизни, едем дальше.

Есть ли бренды, представленные у вас, которые категорично отказались работать с российским рынком?

К нашему сожалению и непониманию – есть те, кто принял решение о прекращении работы с нами холодно и категорично. Не будем вдаваться в подробности и «выдавать» их имена. Но все-таки большая часть брендов действуют не из личных побуждений, а в рамках политики. Полностью прекратили работу с Россией все французские бренды, входящие в состав крупнейших компаний по реализации предметов роскоши LVMH и Kering. Также из-за санкционных ограничений пришлось отказаться от работы с нами части люксовых итальянских брендов. По политическим соображениям ушли и все американские коммерческие линии: Michael Kors, Calvin Klein, Ralph Lauren.

Вернутся ли ушедшие бренды в случае стабилизации ситуации?

Уверенным сейчас нельзя быть ни в чем. Но мое мнение: многие бренды этого хотят и ждут. Некоторые из них, как и раньше, предоставляют нам материалы для будущих заказов, но подтвердить их сейчас не могут. Они остаются в stand-by. В любом случае уход основной части компаний – это не личное решение, они так же ждут общих команд и готовы в любой момент приступить к работе. Об этом свидетельствует и то, что не потеряли работу и русские сотрудники, которые ответственны за наш рынок.
Каким видите дальнейшее развитие для себя?

Говоря любимой цитатой нашей организации: «Делай, что должно, – и будь, что будет». Другого ответа сейчас не может быть по определению. Мы не знаем, что будет дальше, и глупо об этом рассуждать. Мы продолжаем делать свою работу и выполняем ее на максимум. Специфика нашей работы в любое время – это делать все с опережением. И уже сейчас мы полностью сформировали заказы на сезон весна-лето'23. Мы нашли много новых линий одежды, обуви, аксессуаров. Хочется надеяться, что так все и останется. И следующий сезон пойдет «по плану». Так, уже весной в наших бутиках появятся трендовые сумки By Far и обувь Gia Borghini, обувные бренды с многолетней историей Casadei и Le Silla, женская одежда Twin Set и Forte dei Marmi. И это, конечно, далеко не полный список обновлений.

Не думали заняться русской модой? Сейчас почти каждый день появляются новые имена.

Нет. Объясню, почему. Европейская мода имеет многовековую историю, и ее характеризует преемственность традиций и стиля великих художников и архитекторов. Ее становление было очень долгим. Нельзя выпустить распоряжение правительства, просто пожелать этого или инвестировать в это деньги – чтобы в тот же момент русская мода достигла того же уровня, что европейская. Дизайн, ткани, производство – это большой цикл, который должен быть налажен со временем, а не в один момент, просто потому что стало плохо, и нужно в срочном порядке это развивать. Еще один момент – за все время существования русского рынка как такового ни один локальный дизайнер не получил мировое признание. Был Симачев, который «выстрелил» на короткое время благодаря спонсорским вложениям. Но одно дело взять высоту, а другое дело ее удержать. Несколько сезонов его принт в духе русского фольклора был популярен – но на этом все. И главная ошибка – начинать нужно снизу, а все русские дизайнеры хотят сразу же встать на один уровень c CHANEL. Не надо только думать, что мы такие «западники». Есть русские бренды, например 12STOREEZ, которые делают работу качественно и показывают неплохие результаты, но это скорее исключение из правил, и даже они только в начале пути своего становления. Время все рассудит.

Что мы увидим в ваших бутиках в новом сезоне?

Сезон, конечно, будет тяжелым. Но мы сделали все для того, чтобы ассортимент бутиков не сильно отличался от привычного. Насколько эффективна была эта работа, покажет окончание сезона. Единственно – поставки будут значительно позже. И тут что-либо изменить уже не в наших силах. Если сделать короткий анонс, то осенью вы увидите привычные бренды, которые остались на нашем рынке. Также две громкие премьеры: женская линия Pinko и мужская линия Bogner. Еще нами была сделана ставка на верхнюю одежду, в частности, на пуховики, и в наших бутиках появятся бренды Naumi (кстати, единственное исключение из русских брендов, представленное у нас), Freedomday, Bacon – это для женской половины, для мужчин мы приготовили огромное предложение Moorer и Castangia.
Как вообще сейчас заказываете коллекции? По-прежнему летаете в Европу? Или появились другие варианты?

Еще со времен пандемии, когда «живые» шоурумы были закрыты и все работали удаленно, у брендов появились свои онлайн-платформы, где можно полностью ознакомиться с коллекцией и впоследствии выйти на связь через Zoom или Teams с продавцом и вместе оформить заказ. Плюс часть премиальных брендов «перенесли» своих русских сотрудников в офисы в Москве и отправляют туда коллекции. Поэтому гораздо проще на заказ, например, Patrizia Pepe прилететь в Москву, чем в Милан. Но, несмотря на все это, мы обязательно летаем в Италию, заказываем часть коллекций «вживую», и обязательно делаем много просмотров новых брендов. Так как стоять на месте в наше время – непозволительная роскошь.

А что будет с вашим OUTLET? Если количество нового товара временно сократится.

Мы думаем, что с ним все будет хорошо, это по-прежнему очень выгодный проект. Существует много европейских аутлетов, работающих оптом, а не в розницу. И мы уже не один сезон закупали часть товара для аутлета там. Сейчас, возможно, будем делать это чаще и объемнее. Мы не ограничены во времени, делать дозаказы можно хоть круглый год. Плюс мы не ограничены и в брендах – можем покупать все, что нравится, и во что верим. В общем, будем смотреть на потребность рынка, и исходя из этого подсортировывать товар.