Текст: Денис Афанасьев
КАННЫ-2024
Уже сегодня мы узнаем имена победителей 77-го Каннского кинофестиваля. А пока итоговое решение жюри покрыто тайной, обсуждаем программу с Денисом Афанасьевым, координатором международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», редактором Нижне-Волжской студии кинохроники
Каннский фестиваль – один из старейших (существует с 1946 года, отменялся лишь несколько раз, последний в 2020 году из-за пандемии) и самый престижный киносмотр в мире. Именно здесь начинают формироваться тренды и направления следующего наградного сезона. Так, прошлогодний победитель – фильм «Анатомия падения» Жюстин Трие – получил в этом году 7 номинаций на Оскар и статуэтку за лучший сценарий.

Программа этого года вновь пестрит громкими именами – за главный приз, Золотую пальмовую ветвь – поборются мэтры Дэвид Кроненберг («Саван»), Пол Шредер («О, Канада»), Паоло Соррентино («Партенопа»), Мишель Хазанавичус («Самый ценный товар»), Жак Одиар («Эмилия Перес»); уже получившие множество призов мастера Йоргос Лантимос («Виды доброты»), Али Аббаси («Ученик»), Андреа Арнольд («Птица»), Кристоф Оноре («Марчелло Мир»), Цзя Чжанке («Поколение романтиков»). Также в основном конкурсе присутствуют несколько дебютантов, которые при удачном распределении призов, уже скоро могут стать значимыми именами в мире кино. Стоит обратить внимание, что в основном конкурсе вновь (уже четвертый раз подряд) был показан новый фильм Кирилла Серебренникова «Лимонов, баллада об Эдичке» с Беном Уишоу в роли культового писателя. Это первый крупный иностранный кинопроект российского режиссера. Но для всех синефилов основным интересом этого фестиваля стал фильм «Мегалополис» – монументальный проект Фрэнсиса Форд Копполы (в ролях Адам Драйвер, Форест Уитакер, Обри Плаза и др.), над которым режиссер работал последние 30 лет. Мировая пресса отнеслась к фильму более чем прохладно, а зрители в зале разделились на недовольно кричащих и неистового аплодирующих. Одно можно сказать уже наверняка, что этот фильм станет событием, осталось только понять со знаком «+» или «-».

Что касается потенциальных победителей, то это гадание на кофейной гуще. Кого выберет жюри, которое в этом году состоит из режиссеров Хирокадзу Корээда, Надин Лабаки, Хуан Антонио Байона, артистов Евы Грин, Омара Си, Лили Гладстоун, Пьерфранческо Фавино и сценаристки Эбру Джейлан и председательницы Греты Гервиг, не ясно до самой церемонии вручения призов. Если говорить о критиках, то высшие оценки пока у фильмов «Анора» Шона Бейкера. Нашим зрителям стоит запомнить это название: в одних из главных ролей у американского режиссера снялись Юра Борисов и Марк Эйдельштейн.

К слову, Грета Гервиг – первая американская женщина-режиссер, которой доверили возглавить жюри. Да и вообще, до нее женщины председательствовали только 10 раз. Почетную Золотую ветвь за вклад в кинематограф на церемонии открытия фестиваля из рук Жюльет Бинош получила великая Мэрил Стрип. Она стала шестой женщиной, удостоенной этой специальной награды.

В независимости от распределения наград, фильмы-участники Канн весь будущий сезон будут в центре внимания. Лавровая ветвь, помещаемая на постер фильма – это всегда «маяк» для киноманов, знак, что фильм надо смотреть. Бывает, что каннские фильмы не оставляют значительного следа в киноистории, но чаще именно они получают после фестиваля награды и остаются на слуху долгое время. Взять хотя бы «Треугольник печали», «Однажды в Голливуде…», «Паразиты», «Левиафан», «Великая красота», «Королевство полной луны», «Драйв», «Меланхолия», «Артист» – и это только фильмы последних пятнадцати лет, которые начали свой путь именно на Каннском кинофестивале.

Российские прокатчики стараются закупать как можно больше фильмов каннских программ (кроме основного конкурса есть еще «Особый взгляд», «Двухнедельник режиссеров», «Неделя критики», «Каннские премьеры» – в этом году здесь среди прочих «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»). Уже известно о покупках для проката некоторых фильмов: «Птица» Андреа Арнольд с Бари Киоганом в главной роли (островной конкурс), «Быть Марией» о съемках культовой картины «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи и жизни Марии Шнайдер, сыгравшей в ней одну из главных ролей, «Второй акт» – безумная французская комедия Квентина Дюпье (фильм открытия) и, несомненно, этот список продолжится.

Саратовские зрители традиционно смогут увидеть эти фильмы в Доме кино, где основное внимание уделяется именно авторскому кинематографу.