Идея обобществления быта ярче всего была явлена в проектах домов-коммун. Жилые ячейки, на основе которых создавались эти комплексы, были спроектированы Моисеем Гинзбургом в секции типизации при Строительном комитете РСФСР. Саратовский дом-коммуна стал одним из шести подобных объектов во всей стране. По проекту московских архитекторов Соломона Лисагора и Евгения Попова, он состоял из трех корпусов: жилого, хозяйственного и корпуса-универсама. Жилой корпус был рассчитан на 124 квартиры, предполагалось устроить лифт и паровое отопление. Облегчить быт должен был обобществленный сектор со столовой, прачечной, кухней, детяслями, читальней и библиотекой, а на плоской крыше предполагалось устроить солярий с видом на Волгу. Жилые ячейки предусматривали ненасильственное и постепенное обобществление, потому в многоуровневых квартирах существовали уборные, души и кухонные уголки.
Строительство было начато в 1930-м, и реальность внесла свои коррективы: корпус-универсам построен не был, а жильцов в 1932 году, как свидетельствовали саратовские газеты, заселили в недострой без света, большинства уборных и корпуса столовой. После передачи дома в ведение завода комбайнов в 1933-м бытовая ситуация наладилась, хотя корпус-универсам, лифты, солярий и некоторые другие детали проекта так никогда и не были реализованы.
Саратовский дом-коммуна остается редким примером конструктивизма, чья судьба зависит только от отношения к наследию этого периода. Пока он постепенно ветшает и разрушается, его московский «собрат» – дом Наркомфина в Москве – после реставрации 2020 года переживает второе рождение в качестве жилого комплекса премиум-класса.