Брендинг — это не про туризм
Сверхзадача брендинга — привлечь турпоток? Нет! Для большинства городов России туризм никогда не будет мощным драйвером развития. У нас туризм есть сейчас, будет потом, но никогда не станет номером 1. Наша концепция «город для жителей». Глядя на то, что происходит в Мышкине или Флоренции, мы этого не хотим. Мышкин: 185 тысяч туристов на 6000 населения. Флоренция вся отдана китайцам! Хорошо это или плохо? Для бизнеса хорошо, но с точки зрения города как общности людей — ужасно.
Это не значит, что нам не нужен туризм. Просто многие его позиционируют как спасение. Он был бы спасением, если бы рядом было большое количество платежеспособных людей, но они сконцентрированы в двух городах страны. И ближайший к нам находится в 700 км.
Хорошо. Тогда цель брендинга — сдержать отток людей из города? Тоже нет! Мне вообще не близка тема, что ты что-то должен городу. То, что ты должен остаться в Урюпинске/Саратове, — это какой-то ужас. Постройте коммуникацию по-другому: человек должен осознанно выбирать, где жить. Ни создание тепличных условий, ни раздача квартир его не удержит. Кто хочет уезжать — пусть уезжает. Мы вообще не думаем про отток. Мы думаем про приток. Хотим стать примером города, который круто работает с притоком населения. В Урюпинске появилась московская диаспора: кто-то занимается эко-туризмом, кто-то открывает кафе. Инвестор из Ханты-Мансийска купил старый аэропорт и будет развивать его как площадку для малой авиации.
Тогда про что вся эта история? Про то, что вам не стыдно говорить о том, откуда вы. Про то, что раньше человек скорее сказал бы: «Я из Волгограда», а теперь быть урюпинцем — круто! Принятие бренда «Урюпинск — столица российской провинции» местными жителями — 91%. Фестиваль «АртемOFF» организовала инициативная группа Веры Миловановой (6 лет назад она уехала из Урюпинска, живет в Москве и очень любит город), сейчас мы изобретаем современную городскую кухню на основе локальных продуктов и хотим открыть пространство для общения местных жителей с кафе, где эта самая кухня будет представлена, — в этом тоже помогает выходец из Урюпинска. Раньше это был город-анекдот, клюква. Теперь это город, которым гордятся, город, у которого есть будущее.
Самый частый вопрос «Зачем нам бренд города, если у нас плохие дороги?». Ответ: хорошие дороги никогда не будут брендом, москвичи вообще не ценят, что у них хорошие дороги. Если у вас есть бренд, больше вероятность того, что вам сделают хорошие дороги.
Именно такие настроения у нас. Если говорить про Саратов, то он очень крутой! У вас есть красивая архитектура. Классные букинисты. Auchan, Decathlone, Leroy Merlin. Вы говорите, что Саратов — лидер по проблемам с ЖКХ. Но по факту ничем он не хуже многих областных центров. Уж поверьте, я был везде, кроме Анадыря! Это исключительно ментальная вещь — думать, что в Саратове что-то не так. Мы ездим и получаем удовольствие от города! В парке Липки есть шахматы и книжный, а у нас нет. Не в каждом городе есть здание в стиле псевдоготики. Научитесь этим гордиться! У вас есть гигантское преимущество: очень низкая база местного патриотизма. И когда будет рывок — а он обязательно будет — динамика будет отличной. Есть гранты, краудфандинг, найдутся ресурсы.
Как только вы поймете, что город — это не мэр или правительство, а вы сами, все заработает