Иллюстрация: Марина Багаева
ГОРОД КАК ТЕКСТ
ДМИТРИЙ ШАРОВ
управляющий партнер бюро исследования и развития креативных индустрий «БИРКИ»
Мы живем в мире знаков и знаковых ситуаций. Каждое мгновение нашей жизни мы считываем и интерпретируем знаки, пытаясь придать им смысл. Просыпаемся под звук будильника, слышим звук кипящей в чайнике воды, чувствуем аромат кофе, нажимаем кнопку в лифте, едем или переходим дорогу на зеленый сигнал светофора, здороваемся со знакомыми, пожимаем руку, киваем, прощаемся. Все это знаки.

Мы думаем знаками. Мы распознаем мир через знаки. Знаки помогают нам ориентироваться в пространстве, делать выбор и принимать решения. Что такое знак? Это соглашение о приписывании чему-то (означающему), какого-то смысла (означаемого). Например, слову русского языка, состоящему из символов «стол», мы приписываем значение объекта реального мира – стола. Красный сигнал светофора означает «стоп», плохой запах от продуктов сообщает нам о том, что есть их не надо; цветок у окна – дает понять, что явка провалена. Мы все время осознанно и неосознанно читаем и интерпретируем знаки, пытаемся придать им смысл.

Но знаки не существуют сами по себе, они существуют в контексте друг с другом, образуя «фразы», а «фразы» складываются в «текст». В лучших традициях постмодернизма будем считать, что весь наш мир – это текст. Значит, и город – текст, который мы можем читать. Он говорит с нами через архитектурный код, цвета и звуки, запахи, названия, вывески, рекламу. Город, понимаемый как текст, отличается тем, что его «читатели» располагаются внутри него. Как если бы герой романа прочел рукопись и стал руководствоваться в своих поступках предоставленной автором информацией. Каждый из нас является не только читателем, но и творцом городского текста. Кто-то запускает бизнесы, кто-то ремонтирует дорогу, кто-то принимает туристов, кто-то издает законы, кто-то учит детей, кто-то ухаживает за газоном в парке.

Словом «палимпсест» в древности обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Старый текст или изображения затирали и поверх создавали новые. Так же и с текстом города – с него невозможно стереть то, что было написано ранее. Находиться в городском пространстве сегодня означает жить на страницах палимпсеста, ходить по следам тех, кто был здесь до нас, и писать собственную историю поверх их истории. Город – это пространство, которое нужно уметь видеть, понимать, считывать. Для этого важно обладать определенными навыками, например, грамотностью или начитанностью. Как и с книгами. Можно читать «Мастера и Маргариту», и каждый раз открывать разные смысловые пласты. А можно остановиться на «Колобке» и дальше не двигаться. Чтение формирует нас, наш внутренний мир, образ мыслей, кругозор, вкус, видение мира. Грамотность или же образованность в разных сферах помогают нам получать больше информации из одного и того же «куска текста».

Представьте, что вы не очень хорошо учились в школе на уроках математики, и вдруг перед вами – дифференциальное уравнение в частных производных. Для вас это будет просто набор непонятных символов, которые вы не можете осмыслить, интерпретировать и понять. То же самое с текстом города. Как только вы начинаете немного узнавать про архитектуру, урбанистику, историю, обычаи, традиции, локальные мифы, знаковые и культовые места, город сразу начинает открываться перед вами с новой стороны. Появляется новая информация в тексте города, новые смыслы. Каждый по-своему читает и интерпретирует текст города. Тем самым создает свое собственное ментальное пространство. Саратов у жителя промышленной части Заводского района отличается от Саратова жителя исторического центра. Жизнь многих горожан ограничена своим районом и редкими вылазками за его пределы – это можно сравнить с внутренней эмиграцией или информационным пузырем. Мы сами создаем свой «внутренний Саратов». Нам может быть в нем комфортно, а может быть грустно, страшно или тошно. Это может быть комикс, драма, трагедия, фарс, повесть «Котлован» или роман «1984», «Процесс», «Поднятая целина», «Заводной апельсин», «Простоквашино», «Учебник патанатомии», «Симулякры и симуляции», «Старик Хоттабыч»...

Как сделать ментальное пространство города пространством своей мечты? Нужно принять на себя ответственность за создание текста своего города. А для этого надо изучать его наследие, те самые стертые слои городского текста. Наследие должно стать фундаментом и отправной точкой для создания новых смыслов и новых интерпретаций нашей привычной системы вещей. Необходима синхронизация городских текстов разных людей для создания общего, разделяемого большинством текста – базовой метафоры города, которая потом трансформируется в бренд и станет частью городской идентичности. Давайте вместе сделаем текст нашего города таким, чтобы его хотелось раз за разом перечитывать и всегда находить что-то новое.