Текст: София Соколова
Фото: Михаил Егоров, Антон Девин и личный архив Екатерины Частовой
ИГРА КАК ПОЗНАНИЕ
Проще всего познавать мир через игру, как в детстве. Три героя осеннего выпуска демонстрируют, что и это можно делать по-разному: окунуться в историю, обратить внимание на вещи, которые мы видим замыленным взглядом, или понять себя через древнюю настольную игру.
Увлечение историей в массовой культуре сегодня модно. И особую популярность приобретает историческая реконструкция. Это занятие объединяет десятки тысяч людей в России и за ее пределами. В Саратове действует военно-исторический клуб «Пересвет», который занимается реконструкцией XVI-XVII веков.

Екатерина Частова – член клуба и одна из тех, кто погружается в прошлое и изучает «живую историю» нашей страны. «Историческая реконструкция – это процесс воссоздания материальной или духовной культуры определенной эпохи и региона. Мы опираемся на знания археологов, историков. Конечно, в каких-то моментах есть стилизация, но очень важно придерживаться правил и источников выбранного времени. Основная цель реконструкции – донести до людей, как жили их предки, чем интересовались».

Историческая реконструкция рассчитана на массового зрителя: клубы выступают на городских праздниках и фестивалях, показывают маневры. Помимо боевых действий, демонстрируется быт эпохи, приезжают ремесленники с товаром или мастер-классами, выступают музыканты. Многие зрители приходят семьями, детям всегда интересно в прямом смысле прикоснуться к другой эпохе: подержать в руках оружие из железа, примерить одежду из натуральных тканей. Взрослым тоже есть чем заняться: поучаствовать в мастер-классах, пообщаться с участниками.
«Я реконструктор-художник. С точки зрения творчества мне интересно запечатлеть образы людей, костюмы, найти интересные моменты. Параллельно я задействована в военных сражениях. Это мне интересно, вырабатывается адреналин. Я не могу похвастаться особыми умениями, но усердно тренируюсь».

Заниматься реконструкцией интересно и дорого: каждый участник сам создает себе образ – придумывает род занятий, делает костюм. Многие приходят, ничего не умея, затем осваивают владение каким-то видом оружия или ремеслом: ткацким мастерством, приготовлением средневековых блюд, созданием поделок из глины, резьбой по дереву. Историческая реконструкция совмещает в себе многое: психологию, творчество, игру. Это способ окунуться в другой мир, желание проявить себя и научиться новому.

Екатерина Частова
Реконструктор
Все знают цитату «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» из комедии Грибоедова «Горе от ума». Неужели почти миллион людей, проживающих в поволжском городе, согласны с этим сравнением? Сергей Перекатнов, руководитель образовательной онлайн-школы «ШАГИ. Школа агентов города игрофицированная» определенно против такого описания родного города. Вместе с Ольгой и Ириной Мампория они создали проект для школьников и студентов, который уже выиграл президентский и муниципальный гранты.

«В ходе изучения гражданственности и имиджа города мы получили интересную картину: жители Саратова воспринимают свой город негативно, а туристы восхищаются, называют его «частичкой Европы в России». Саратовцы концентрируются на проблемах, которые присущи любому городу: приезжайте в Европу и посмотрите нетуристическим взглядом – найдете и свалки, и плохие дороги. Мы хотим научить людей воспринимать свой город разносторонне, быть гражданами, которые хотят сделать свой город лучше и стремятся рассказать всему миру о его достопримечательностях».

Сергей Перекатнов
Соавтор проекта «Шаги»
Авторы проекта «ШАГИ» задействовали современные технологии: они разработали квест для всех желающих, который привлечет школьников, студентов и даже их родителей. По сути, это увлекательная школа городских блогеров. Отказ от скучных лекций в пользу игрового формата позволит привлечь больше заинтересованных саратовцев. Как это работает? В социальной сети «ВКонтакте» создан автоматизированный квест, который предполагает как общение с запрограммированными ботами, так и выполнение заданий офлайн (сделать репортаж, видеоролик, найти дом известной исторической личности, посетить музей или театр с целью поиска ответа на вопрос). В ходе квеста участникам предстоит пройти несколько шагов, каждый из которых посвящен определенной тематике (история, легенды, известные люди, любимые улицы, культура, еда, туризм, образование). Создавая свой блог о Саратове, изучая его историю и культуру, понимая его идентичность, участники проявляют интерес к родному городу и осознают их роли в нем. Несмотря на разделение целевой аудитории, любой желающий может поучаствовать в городской инициативе. Для этого нужно лишь открыть в ВК нужную группу и начать шагать.
Лила – это древняя индийская игра самопознания. Буквально ее название можно перевести как «игра высших сил с материальным миром», «игра жизни». К Лиле тысячелетиями обращались те, кто искал лучший путь для понимания себя и своей внутренней природы. В том виде, в каком мы знаем сейчас, Лила дошла до нас через Хариша Джохари, носителя знаний индийской мистической традиции. В 1980 году он издал книгу, в которой описал 72 игровые клетки, – эта трактовка считается классической. Каждое поле олицетворяет различные состояния человека, среди которых нет плохих и хороших, все они – отражение жизни, божественной игры, в которой мы рождаемся и существуем. Не каждый человек может понять Лилу. Для вхождения в нее необходимо искреннее желание поиска истины и запрос, актуальный именно сейчас, на данном этапе жизни. Выбросив шестерку на игровом кубике, вы начинаете путешествие, закончить которое возможно, лишь попав на 68 клетку – космическое сознание, где вы сможете вспомнить настоящего себя и соединиться с высшей природой. Лила учит нас, что у каждого свой путь. В процессе игры человек передвигается по 8 планам бытия, где каждая клетка содержит послание, которое необходимо понять и принять, – только тогда он сможет двигаться дальше. Лила помогает избавиться от всего ненужного, отбросить навязанные установки и страхи.
В Саратове есть только один проводник игры – Екатерина Модина.
«Два года назад мы с мужем отдыхали в Индии, и нам предложили сыграть в Лилу. Я пять часов не могла войти в игру, но, когда мое путешествие началось, я осознала, что мир устроен совсем не так, как мы себе представляем. Нашим проводником был Омкар, позже он стал моим учителем: комментарии клеток игры я зачитываю именно по его книге. Я стараюсь раскрыть каждое послание с нескольких сторон, чтобы игрок выбрал то, что ему откликается, и смог применить к своей ситуации. Поле для Лилы, которое использую я, создал мой муж Максим Тимофеев. Он художник, и для оформления поля он взял за основу свои работы Spaces в цифровой графике – они были созданы после нашего возвращения из Индии и первой игры с Омкаром».
Лила – это не просто игра, это отображение вашей жизни. Это тщательная и глубинная работа с подсознанием и сверхсознанием, освобождение и исцеление.

Екатерина Модина
Проводник игры Лила