Текст: Виктория Гурьянова
Фото: из архива героини
ВКУСНЫЕ КАДРЫ: В ОБЪЕКТИВЕ ЕКАТЕРИНЫ ДЕРУЖИНСКОЙ
Екатерина Деружинская ­– фуд-фотограф с десятилетним опытом работы в Москве и Саратовской области – создала множество меню в ваших любимых заведениях. Только для наших читателей она рассказала, как создавать аппетитные кадры еды и что нужно знать, чтобы успешно развиваться как специалист
Как и когда вы пришли в фуд-фотографию?
Я никогда не обучалась фотографии профессионально. После окончания вуза сразу устроилась на работу, которая не имела отношения к творчеству. Однако в 2014 году я почувствовала желание сменить сферу деятельности, но не знала, в каком направлении двигаться.
В то время мне нравилось оформлять завтраки, и я снимала их на свой телефон, а затем делилась фотографиями в социальных сетях, где получала большое количество комментариев от подписчиков. Однажды я показала снимки своему знакомому, и он посоветовал купить камеру, чтобы результат был лучше. К счастью, в доме уже была камера, так как мой супруг давно занимался фотографией, но в другой нише – снимал людей. Самым сложным для меня на тот момент было разобраться с настройками , которые казались чем-то вроде китайской грамоты. Но, если ты действительно горишь своим делом, то все получится.

Какие изменения в вашем творчестве произошли с начала пути в этом направлении?
Долгое время я не воспринимала фуд-фотографию как бизнес, который может приносить доход. Именно это осознание помогло мне понять, что в фотографии есть коммерция и творчество, которые не всегда соприкасаются друг с другом.
Откуда пошел тренд на фуд-фотографию?
Тренд на фуд-фотографию случился в начале нулевых с развитием интернета и различных блогов, таких как LiveJournal. Появлялись кулинарные блоги, в которых пользователи начали делиться фотографиями блюд и еды. Сначала это распространялось в США и Европе, а затем уже и у нас. Фуд-фотография берет свои корни в классическом продуктовом натюрморте, который зародился в начале XVII века в Голландии.

В чем особенности фуд-фотографии?
В предметной фотографии важно уделять внимание деталям. Также стоит помнить про: свет, ракурс и композицию.

Если это не профессиональная, а любительская фотография, то для ее создания стоит выбрать наиболее светлое место в помещении и обратить внимание на то, чтобы главный объект был выделен на фоне. Подбирайте ракурс под блюдо: например, бургер не стоит снимать сверху – так мы не увидим слои и что внутри. Лучше выбрать угол съемки в 45° или 90°. А вот пицца и пироги отлично выглядят с ракурса сверху.
Выгодно ли заниматься фуд-фотографией? Модельные съемки кажутся проще, а свадебные – выгоднее. Каково ваше мнение на этот счет?
Я думаю, что доход не зависит от ниши. Есть фуд-фотографы, которые получают хорошие гонорары, и те, кто зарабатывает мало. Все зависит от того, что вы предлагаете рынку: качество, подход, сервис и коммуникация. Просто хорошо выполнять работу технически уже недостаточно.

Сколько времени уходит на создание контента: от согласования идеи до отдачи готового материала?
Все очень индивидуально. Есть проекты, когда нужно просто отснять каталог или простые композиции. При наличии времени в моем графике такое можно провести хоть на следующий день. А бывают проекты, которые требуют длительной подготовки: согласование меню, его подача, технические карты, посуда и т.д. Съемку проводят в момент, когда все основные задачи решены.
Расскажите о ваших клиентах: наверняка есть постоянники, как выбираются идеи – инициатива исходит от них или от вас?
80% моих клиентов – постоянные. Идеи зависят от задач. Если есть цель создать крутые фотографии для контента, то я всегда прошу клиента прислать примеры, которые мы обсуждаем в процессе. Иногда закупаем специальный реквизит для съемок, хотя у меня большая реквизитная база, которая может закрыть 90% поставленных задач. Я работаю в Саратове, Саратовской области (Балаково, Вольск, Энгельс) и часто бываю в Москве.

Бывает ли, что творческая задумка разбивается о стену коммерции? Ведь меню должно вызывать аппетит и показывать блюдо в лучшем виде, не всегда эти задачи сочетаются с креативными задумками фотографа. Или это не так?
Да, коммерческая фотография – это одно, а творчество – совершенно другое. В 10% случаев удается совмещать, но это, как правило, создание креативного контента для соцсетей, баннеров или печатной продукции. Я начала спокойно относиться к этому. Раньше я мечтала только о творчестве, но реальность показала, что деньги в фуд-фотографии зарабатываются коммерцией.

«Профессионал – это тот, кто зарабатывает на этом деньги»

На ваш взгляд, чем отличается профессиональный фотограф от любителя?

Как фуд-фотографу наполнять портфолио и развиваться?
Делать творческие съемки, привлекать целевую аудиторию (рестораны, кафе, производителей продукции). Делиться с ними контентом взамен на упоминания и брать контент себе в портфолио.

Кем вы вдохновляетесь? Поделитесь любимыми авторами
Девид Лофтус (фотограф Джейми Оливейра)
Моника Дубинкайте (про предметы и арт)
Дэвид Ньютон

«Попробуйте отсечь в кадре все ненужное и оставить самое главное»

Лайфхак, как сделать классную фотографию еды и получить много лайков