| Архивный материал из номера World Class / Лето 2008

Текст: Людмила Тугарина, Вероника Макарычева
Фото: Алексей Леонтьев
Гарри Бардин: «У меня под столом снимался сам Норштейн!»
Гарри Бардин – один из самых известных российских режиссеров-мультипликаторов. На его счету более двадцати анимационных фильмов и призы многочисленных фестивалей: в Каннах, Анесси, Лос-Анджелесе, Лейпциге, Шанхае... Самого себя Бардин называет «профессиональным ребенком»; он смотрит на мир непредвзято и видит поэзию в самых обычных вещах – веревках, спичках, проволоке, бумаге. Откуда берутся мультфильмы и чем они отличаются от «мультиков», Гарри рассказал в интервью нашему журналу
Вероника: Говорят, что с нашим городом вас связывает нечто большее, чем сегодняшний визит, и свое детство вы провели в Энгельсе. Расскажите об этом.

В Энгельсе я пробыл три с половиной года: папу, морского офицера, после Сталинградской битвы перевели туда готовить кадры связистов. Мы жили в бараке напротив центрального стадиона – не знаю, сохранились ли эти постройки. Самое яркое впечатление энгельсского детства – День Победы. Ночь, по бараку идет командир части Колобов, капитан первого ранга, огромный мужик. Рядом с ним ординарец с графином водки. Капитан подходит к каждому офицеру и выпивает по сто граммов. Для меня, четырехлетнего ребенка, Победа была такой же большой и мощной, как Колобов. Замечательно, что я снова возвращаюсь в Энгельс. «Волнительно», как говорили МХАТовцы. Все, что я рассказываю в своих фильмах, родом из детства. Режиссер, как губка, впитывает впечатления, потом выжимает их, отдает аудитории и снова набирается влагой жизни, которую преобразует в образ, переводит в метафорический язык.

Людмила: Вы учились в школе-студии при МХАТ СССР, играли в театре, снимались в кино. Как попали в анимацию и почему решили остаться?

Попал через микрофон. Помните, в «Волшебнике изумрудного города: «А я рожден железным, /Я мог бы стать полезным, / Да только не хватает /Сердечной теплоты»? Это пел я. Озвучивать мультфильмы так понравилось, что в итоге обнаглел, написал один сценарий, другой. Первый («Радуга») экранизировали, а второй («Достать до неба») купили, но снимать фильм было некому. И я, ничего не смысля в мультипликации, сделал его сам. Моей повивальной бабкой, вернее дедкой, был Иван Петрович Иванов-Вано (один из основателей советской мультипликации – ред). Я пришел с улицы, с технологией не был знаком, поэтому опасался, что скажет худсовет на просмотре. 10 октября 1975 года в 12 часов я сдал фильм. Пошли титры, и Иванов-Вано произнес: «Поздравляю студию с приобретением редкого профессионала». До сих пор помню этот день: в 12 часов у меня родился сын и вместе с ним родился я как режиссер.
Мультипликация – это чудо, которому нет равных. Когда Федор Савельевич Хитрук, «папа» Винни Пуха, начинал свою карьеру, ему доверили сцену, где дворник подметает листву. Он две недели ее делал и наконец сдал в проявку. На черновых пробах, где режиссер должен был дать свое заключение, Хитрук так волновался, что не заметил, как проскочила его сцена. А он делал ее две недели! Он попросил показать ее еще раз и сказал: «Пусть простят меня все мои дети, все мои внуки, все мои жены, но большего счастья я не испытывал!». То, что было мертвым рисунком на бумаге, ожило. Мы, мультипликаторы, бросаем вызов Господу Богу. Он создал этот мир, а мы создаем свой мир и заставляем зрителя поверить, что он существует
Вероника: Я выросла на ваших мультфильмах и до сих пор помню восхищение, которое испытывала, видя, что самые обычные предметы могут двигаться и говорить. Вы оживили пластилин, проволоку, веревки. Штампов в советской мультипликации, да и в советской жизни, было много, а вы делали что-то новое, смелое....

Сложности были и остаются, тогда было трудно пробивать сценарии, а сейчас деньги, хотя по мне сегодняшнее время лучше. Тогда надо было доказывать, что ты не верблюд, и идти в обход... Я долгое время был невыездным: никогда не состоял в партии, еврей – все против меня. Но прорвался, получил международные премии, и тогда система почувствовала, что я могу приносить ей пользу. Ко мне пришел человек с Лубянки и предложил стать стукачом. Я его послал, а он начал провоцировать, обещал, что больше ни одного фильма не сниму. Потом меня самого позвали к нему в кабинет, он закрыл дверь на ключ, бросил его в ящик стола и захлопнул. И тут меня понесло – понял, что терять нечего. Оказалось, что дни этой власти были сочтены.... В ту пору я оказался сильнее. Их сети не были рассчитаны на такую рыбу.
Людмила: Вы сняли более двадцати мультфильмов. Какой из них вы могли бы назвать любимым?

У меня есть сын, режиссер игрового кино. И я с его мнением считаюсь. Когда придумывал сюжет «Адажио», решил посоветоваться с ним. Это фильм о терпимости: среди нас есть разные люди – темнокожие, светлокожие, разных конфессий, разных полов – но мы все дети одной Земли и должны испытывать друг к другу уважение. Меня волновала проблема растущей в обществе агрессии, и я решил высказаться. Получилась история о серой массе, в которую попадает белый персонаж. Под напором бури, ветра их выносит на чистое пространство, и серые понимают, что белый – другой. Они стараются замарать белого, но он отряхивается, очищается. Тогда со злости серые рвут его на части. И, уничтожив, делают из него героя, поднимают на щит и несут как идола. Но потом происходит самый главный момент: серые идут воодушевленные, в руках иконы, на которых изображен белый, а на их пути появляется черный. Как они поведут себя? Скорее всего, порвут его. Сын решил, что «Адажио» – история Христа: «Герой ушел, тут и заканчивай. Пусть все движутся дальше во тьму». Но это кино о толпе, которая историю свою не знает и не хочет знать, поэтому каждый раз наступает на те же грабли. Посмотрев законченный фильм, Паша сказал: «Ты победил. Но учти, лучше этого ты ничего уже не сделаешь». А я еще собирался жить и работать! После этого вышла третья «Чуча», я опять усадил его перед экраном. Павел вывернулся и дал новую рецензию: «Говоря, что лучше не сделать, я имел в виду жанр философской притчи. Что же касается музыкальной сказки, то лучше всего удалась «Чуча-3».

Людмила: Сейчас мультфильмы в основном создаются при помощи компьютерной анимации, 3D. Вы же все делаете вручную. Это принципиальная позиция или художественный консерватизм?

Я предпочитаю хенд-мейд, потому что в ручной работе биологическая связь художника и его персонажей гораздо прочнее. Холодный экран 3D меня не волнует, я вижу в нем огрехи и не верю ему. Копия всегда хуже оригинала, а хенд-мейд – это оригинал. Вопрос еще и в том, кто приходит к компьютеру, кто взял в руки мышку. Программе 3D-анимации можно быстро научиться, но в руках глупого человека это не мультипликация, а «шевелизм». Это радость папуаса: Миклухо-Маклай привез бусы и компьютер! Но если человек талантливый, у него при руках есть еще и мозги, и сердце, то получаются замечательные вещи. Поэтому я не могу категорично сказать, что компьютер – это зло. Сам видел достойные фильмы, созданные в системе 3D.

Вероника: Как вы выбираете материал для своих фильмов?

Материал должен выражать мысль, она первична. Я много езжу по фестивалям, у меня более 60 международных призов, часто приглашают в жюри. Вижу много технологий: мультфильмы делают на кофе, на песке. Но зачастую не хватает главного – идеи. Непонятно, из-за чего ты все это затеял? Когда я снимал фильм «Конфликт», материал появился как продолжение мысли. Спичка – это символ нашей жизни: она хрупкая, легко ломается, сжигается. А пожар как война – образ, понятный всем. Как руководитель студии «Стайер» я своих ребят каждый раз бросаю из огня в полымя; только научились работать с пластилином, переключаю на бумагу, потом на веревки, проволоку.

Самый сложный для меня фильм – «Банкет». На экране застолье, но лиц персонажей не видно, можно только догадаться, кто есть кто. Вот язвенник, он таблетки глотает, вот курец, тушит бычки в селедке под шубой. Я снимал в 86-м году, и нам нужен был бутерброд с икрой. Герой откусывает его и со следами зубов кладет на тарелку. Директор где-то нашел бутерброд, где одна икринка другую не видит. Я говорю: «Так не пойдет. Надо было что-то придумывать. Мы замерили диаметр икринки, в магазине «Охотник» купили дробь, положили между икринками и залили машинным маслом. В другой сцене нужно было изобразить драку. Из соседнего павильона позвали Норштейна, залезли с ним вдвоем под стол и начали спинами его трясти. Все ходуном ходило! Получилось очень реалистично. А я теперь могу сказать, что у меня под столом снимался сам Норштейн!
Вероника: За последнее время можете что-то отметить в русском анимационном кино?

Я в восторге от фильма моего ученика Саши Петрова «Моя любовь». Это потрясающе, шедевр. «Старик и море», за который он получил «Оскар», намного ниже: там вмешался продюсер, и в фильме нет Сашиной души, теплоты, которая ему свойственна. Есть хороший режиссер Костя Бронзит. Он снял «Туалетную историю». Женщина читает газеты на английском языке, сидит в мужском платном туалете и собирает мелочь. Каждый день она обнаруживает цветы: все изображение черно-белое, а эти цветы желтые, голубые. Она носится со шваброй, заглядывает под двери, пытаясь найти того, кто их дарит, бесится, выбрасывает букет, и тут в одной из кабинок видит того, кто рвет красный цветок и кидает его в унитаз. Она понимает, что это он, ее избранник. Рядом в женском туалете висит объявление, что им требуется работник. Следующий кадр – герои сидят вдвоем, собирают мелочь и читают английскую газету. Любовь вездесуща, нет низких тем, есть высокое чувство. Мне очень нравится Ваня Максимов и его фильм «Дождь, идущий сверху». Есть замечательная девочка Карина Шмидт из Питера, которая сняла кино про Василису.

Людмила: Какие мультфильмы вы можете порекомендовать посмотреть каждому?

Конечно, Уолта Диснея. Это непревзойденно. Для меня существуют три кита, три авторитета: Чарли Чаплин, Федерико Феллини и Уолт Дисней. Три непревзойденных гения. Они столько знали о людях, что создается ощущение, что в каждом из них спрятан Фрейд. Им присуще то, что есть у Чехова: сострадание, любовь и насмешливость. Они снисходительно относятся к людям, но не снисходительно-пренебрежительно, а прощая многое. Они любят людей. С юмором говорят горькую правду, иногда горькую до слез. Конечно, я мог бы посоветовать много советских фильмов: «Винни Пуха» и «Каникулы Бонифация» Хитрука, «Ежик в тумане» Норштейна, «Жил-был пес» Назарова.... Из иностранных мне нравится англичанин Ник Парк, с которым я знаком. Он снял серию мультфильмов «Уоллес и Громит» об умной собаке и дураке-хозяине, за что был награжден тремя «Оскарами».

Людмила: В одном из ваших интервью прочитала, что вы очень негативно относитесь к тому, когда мультфильмы называют «мультиками»…
Представьте, я уже три с половиной года работаю над «мультиком»! Это уже не мультик, а мультище, мультфильмище, «Ну, как ваш мультик, уже готов?» – Какой мультик, если положил на него три с половиной года жизни?!
Расскажу вам смешную историю о том, как работа с экрана переходит в жизнь. Мой сын взял себе собаку – вест-хайленд-уайт-терьера. Белую, мохнатую с острыми ушами. Очень любвеобильная маленькая псина. Он долго думал, как назвать, и в итоге дал ей кличку Чуча. Получилось так, что сын с женой уехали, оставили собаку нам. Мы с Чучей гуляли по вечерам, она сидит на консервах, поэтому для нее любая ерунда на асфальте – это деликатес. Приходится кричать: «Фу, Чуча! Чуча, фу». Как-то проходящая мимо женщина, услышав это, заглянула мне в глаза и сказала: «Ну прямо как в вашем фильме». И я понял идиотизм ситуации; городской сумасшедший режиссер назвал собаку так, чтобы потом окликать ее и смотреть, все ли знают, кто идет по улице. Какая пошлость! На следующий день все было исправлено. Чуча увидела йоркширского терьера. Собакой его назвать трудно, скорее, выросшей блохой. Чуча кидается на эту псину, я кричу: «Чуча, фу!». А ее хозяин в ответ: «Фу, Гарик, Фу!». Я говорю: «Гарик – это я». А он: «Ну извините, так мою собаку зовут». Недолго тешился я славой!

Вероника: Вы много говорите о сыне. Поделитесь своими секретами воспитания.

Секретов нет, я его просто не воспитывал. Не понимаю, зачем трындеть, что такое хорошо, что такое плохо. Не делай плохо, а делай хорошо, и ребенок будет читать информацию с тебя. Что толку говорить: «Не пей – козленочком станешь», а потом самому напиваться, как козел? У нас с сыном были расхождения в период его переходного возраста, когда шкала ценностей сместилась в сторону улицы: кто богат – тот и успешен. К счастью, эта «болезнь детской левизны» прошла. Богатство – не тот стимул, к которому нужно стремиться. Ценнее самодостаточность. Я счастлив, когда получаю хорошую сцену, когда сын может гордиться моим кино. Сейчас он сам заканчивает фильм. Надеюсь, картина будет непростой, интересной. Паша снимал сериал «Холостяки», «Клуб». Молю бога, чтобы у него все получилось. Человеку нужно иногда делать зарубки – подтверждения собственного дарования, а зарубки – это успех. Успех – тот допинг, который у спортсменов наказывается, а творческому человеку просто необходим.

Людмила: По каким принципам вы проживаете каждый свой день?

Ни о чем не просить для себя. Не унижать других, но и самому не унижаться. Не прогибаться ни подо что: ни под время, ни под систему или партию. И никогда не поступаться своими принципами.