Виктория Груздис
Камера! Мотор!
Как работает оператор Иван Гудков


Вы не знаете этого человека в лицо, зато видели мир его глазами.

Это Иван Гудков – оператор фильмов, которые многие считают любимыми: «Питер
FM», «Тайна печати Дракона», «Гранд», «Вычислитель», «Ночные Ласточки», сериала «Оттепель» и других.

Мы поговорили с Иваном о невидимом для зрителя процессе операторской работы, моментах съемок и профессии.

Оператором я стал случайно. В детстве нашел кинопленки отца и дедушки, самостоятельно проявил их и захотел снимать. Начал с анимации – делал мультики из пластилина. Когда вырос, поступил в Московскую международную киношколу. Так я получил профессию оператора и позже продолжил обучение во ВГИКе.

Плюс операторской профессии в том, что нет тупика развития. Нельзя освоить это дело полностью, даже за всю жизнь. Вместе с тем, съемки –это огромная свобода. Можно экспериментировать, пробовать новое, развиваться. Как поставить камеру, что делать со светом – это зависит от тебя, твоего внутреннего состояния, самоорганизации, опыта. В том числе, от того, как ты видишь сценарий.
Съемки сериала "Оттепель"
Очень многое делается еще до самих съемок. При подготовке к фильму мы рисуем раскадровки. Каждый кадр, который будет снят, мы заносим в специальную анимационную программу: воссоздаем декорации, персонажей, расставляем камеры, продумываем, как они будут двигаться, куда пойдет герой.

Однажды съемочная смена длилась 21 час. Сказать: «Все, снимать больше не могу», нельзя. Вокруг тебя люди, все они также вкладываются в работу, и ты не можешь их подвести. Поэтому, когда меня просят описать свой обычный рабочий день, я не знаю, о чем говорить. Приходя на площадку, ты предполагаешь, как все может произойти, но никогда не знаешь, чем все закончится.

К новому проекту готовишься как к войне. Обязательно еще до съемок, до экстремального пика работы, нужно найти общий язык с людьми на площадке. И когда «война начнется», ты поймешь, что в одном «окопе» с тобой проверенные ребята.
Съемки фильма "Три дня лейтенанта Кравцова"
С режиссерами бывают очень напряженные отношения, но ссор как в детской песочнице нет. Нужно правильно подбирать подход. Режиссер должен быть максимально погружен в сценарий, а ты обязан создать эти условия – почувствовать, что он хочет, предложить помощь.

Как-то для съемок мы искали болото, а в итоге уехали в Исландию. Это было при работе над фильмом «Вычислитель» – по сценарию действие происходит на другой планете. Герои идут по болоту и сражаются с монстрами, которые там обитают. Производственно это очень сложная история. Мы начали искать болото, но снять фантастический фильм в такой местности практически невозможно: негде проложить рельсы для камеры, разместить группу в 50 человек, технику. В павильоне выйдет сложно, дорого и неправдоподобно. Тогда режиссер предложил поехать в Исландию. Там есть абсолютно черные пейзажи – все в пепле. Так мы добились эффекта другой планеты, хотя возможности у нас были не самые большие.
«Тайну печати дракона» снимали в Китае 2 года. С нами работала каскадерская команда Джеки Чана – профессионалы своего дела. Но работать было сложно: переводчики часто не могли понять китайцев, которые были на площадке. Не помогал даже язык жестов, потому что он у нас различается. Мы планировали задействовать минимальную съемочную группу, человек 20, а получилось, что приехало 200. Пришлось везти своих людей, вплоть до простых рабочих.

Часто бывает так – читаешь сценарий и думаешь: «Как это снять»? В «Тайне печати дракона» есть сцена морского шторма. В сценарии написано: «Фрегат попал в шторм, пару человек смыло. Рассвет». У оператора в голове возникает тысяча вопросов: где взять корабль с парусами, веревками, каютами, как воссоздать все с актерами? Сначала мы поехали в Тунис, там стоят корабли, на которых снимали «Пиратов Карибского моря», но пришлось отказаться из-за финансов. Тогда отправились в Прагу и сняли в павильоне. Построили корабль в уменьшенном варианте. У нас не было носовой части, поэтому ее подрисовывали в графике. Эффект шторма добавляла гидравлическая установка, которая качала фрегат, волновые пушки лили на палубу воду.
Съемки фильма "Тайна печати дракона"
Когда мы снимали инаугурацию президента в прямом эфире, ее одновременно транслировали 78 камер. Я работаю не только в кино, но и для телевидения, а там совсем другие законы. Концерты, Евровидение, Олимпиада в Сочи. В таких проектах все очень масштабно, получается потрясающий эффект присутствия.