Текст: Кирилл Уютнов
КОЧЕВНИКИ
ПОЛЯРНОГО УРАЛА
Как живут ненцы – коренной народ Ямала
Вся восточная часть Полярного Урала относится к Ямало-Ненецкому автономному округу. До самого горизонта здесь простираются пологие и лысые сопки, покрытые многометровым снегом, и поразительная лесотундра с редкими корявыми лиственницами.

Зимой нередки морозы под 50 градусов, но именно здесь уже много веков живут заполярные кочевники – коренной народ Ямала – ненцы. Занимаясь оленеводством, они имеют большие стада северных оленей, с которыми каслают летом по горной тундре, а зимой спускаются ради дров в зоны редколесья. Попасть к ним непросто, ведь в тундре нет дорог. От городов Лабытнанги или Салехарда до стойбища оленеводов можно добраться, вооружившись снегоходом или колесным вездеходом Трэкол. Мы так и поступили, запрыгнув в найденный неполный Трэкол, который вез из города продукты ненцам в тундру.

Приехав на стойбище в первых числах января, мы застали короткие заполярные дни и длинные морозные ночи. Но для фотографов это только плюс – ведь при четырехчасовом дне солнце после рассвета медленно катится вдоль горизонта, плавно переходя в закат, окрашивая снега и лесотундру на своем пути в розово-оранжевые цвета. А ночь – это традиционное время для ловли северного сияния. Ходить по заснеженной тундре без лыж или снегоступов тяжело, снег очень глубокий, но оленеводы используют снегоходы, а их олени всегда умели добывать свой ягель из-под снега, зарываясь в него головой.
Ненцы живут в чуме – это традиционное жилище кочевников очень удобное, достаточно теплое, а главное легкое для переездов за счет быстрой сборки. В его основе конический каркас из стволов лиственницы, накрытый двумя слоями оленьих шкур, которых уходит на чум около двухсот. Внутри обычно стоит железная печка с трубой, половина слева от печки для хозяев, а справа – для гостей. В чуме с печкой тепло даже в самые лютые морозы, и холодает лишь к утру, когда прогорают все дрова.

К слову, топит печь и колет дрова обычно женщина. А мужчины заняты выпасом оленей, постройкой нарт, рыбалкой и заготовками. Дрова привозят из соседнего леса, а за водой ездят на ближайшее озеро, где выпиливают чистый лед, который растапливают в чуме. На женщинах также лежит приготовление еды и изготовлении традиционной одежды, которая шьется вручную, включая длинные женские шубы из оленьих шкур.

Кирилл Уютнов
фотограф
Для перемещений по тундре кроме снегохода, оленеводы повсеместно используют нарты, причем как летом, так и зимой. Они бывают пассажирские и грузовые, мужские и женские, складские и даже свадебные. А цепляют их к оленной тройке, что в полном сборе напоминает русские сани за тройкой лошадей.

Несмотря на сильные морозы, мы весь день и часть ночи проводили вне чума, ведь невозможно насмотреться на заиндевевшую лесотундру, где столько всего интересного. Прожив всего несколько дней жизнью кочевников, мы привыкли к морозам и к куржаку, который покрывал все вокруг – и чум с нартами, и все деревья с оленями. А, вернувшись домой, мы еще долго вспоминали шелест снежинок по насту и вкус оленьей строганины возле печки.

Екатерина Васягина
фотограф