Текст: Мария Карманова
Фото: Telegram-канал Романа Бусаргина, Администрация муниципального образования «Город Саратов»
КОД|ДОК ГОРОДА
Собрали знаковые проекты за несколько последних лет и городские локации, преображение которых будет навсегда фиксировать время.
Мы часто отсчитываем время по городскому облику, сами того не осознавая. Картинки с пешеходным «саратовским Арбатом» в зелени и золотых огнях фонарей сразу откидывают в 80-е, пестрящий аляповатой рекламой и несуразными вывесками Кирова – это про 2000-е, а просторный проспект – уже Столыпина – без рекламных щитов (но и без деревьев) в белом граните навсегда будет ассоциироваться с 20-ми годами XXI века. Изменение облика города – это всегда документальное свидетельство изменения культурного кода, настроения, стремлений и самооценки общества, потому так любопытно анализировать отражение себя в улицах
НОВАЯ-СВЕРХНОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

То, что мы сегодня воспринимаем как завоевание 2020-х годов, начинало создаваться еще в 2007-м. Три очереди новой набережной под чутким присмотром Вячеслава Володина сложились к 2019 году, а в 2021-м город получил долгожданный новый пляж в центре, доступный на общественном транспорте. Полушутливое название «Пляж покорителей Волги» по аналогии с еще одним знаковым проектом времени – Парком покорителей космоса – быстро прижилось в официальных документах. В 2023 году, когда Набережная дотянулась до Большой Садовой, горожане уже ломали голову над «увеличительной» приставкой к сочетанию «новая набережная»: самая новая, суперновая, сверхновая! Так Саратов превзошел всех в необъявленном соревновании на длину прогулочной зоны вдоль воды.

Шесть с половиной километров набережной, как ни странно, – это как раз тот случай, когда количество переросло в качество, и инженерные берегоукрепительные работы потянули за собой благоустройство, разворот города и горожан в сторону реки, новый образ жизни с пробежками, заплывами и катанием на всем, что катится. За ниткой набережной трансформация пойдет в город: новая жизнь ждет заводы, промзоны и другую застройку в кварталах до Чернышевского, комплексное освоение территории бурно обсуждается городскими властями и профессионалами в архитектуре.
ЗАТОН: +3 КМ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Зеркальное отражение проекта набережной в противоположную от саратовского моста сторону – принципиально новое направление городского развития. Закрытая территория судоремонтного завода, лукавый солярий-пляж по принципу «нельзя, но если очень хочется, то можно», хаотичная частная застройка в оползневой зоне – Затон традиционно представляет собой район столь проблемный, что проще закрыть на него глаза. Инвестиция в два с лишним миллиарда из федерального бюджета вряд ли позволит сохранить такой подход. В течение трех лет набережная вырастет еще на три километра вверх по течению, а горожане получат новый безопасный пляж. Смену вектора развития отражает и свежее изменение генерального плана города: Затон превратился в зону смешанной жилой и общественной застройки. Подобных в Саратове еще три: продолжение Солнечного-2, бывшие аэропорт Саратов Центральный и аэропорт Саратов Южный.
Набережная в Затоне.
Визуализация из Tg-канала Романа Бусаргина
ПРЕДМОСТОВАЯ ПЛОЩАДЬ/ПАРК

Частная застройка, которая встречала на въезде с автомобильного моста через Волгу и начиналась сразу за стелой «Саратов», навсегда ушла в прошлое – в 2023 году был снесен последний дом в квартале Хвесина, Соколовая, Чернышевского, Большая Горная. Новое лицо города превратится в сквер между двумя оживленными улицами противоположного направления. Старые деревья внутри квартала, а также ценные архитектурные детали домов – наличники, очелья, навесы и другие элементы – были сохранены и станут частью нового пространства. Спорный дом с башенкой, он же дом Иванова на углу Чернышевского и Большой Горной, тоже канул в Лету. Стремлению сохранить объект как часть исторической средовой застройки противоречило техническое состояние конструкций кирпично-деревянного дома. В результате его снесли, предварительно обмерив 3d-сканером и демонтировав под реставрацию ту самую башенку. Восстановить дом в прежнем объеме планируется на новом месте – в сквере Матвеева.
СКВЕР МАТВЕЕВА

Впервые о необходимости закрепить сквер на углу улиц Соборная и Кузнечная заговорили пару лет назад на заседаниях градозащитного совета. Идея посвятить его памяти скульптора и участника «Голубой розы» Александра Матвеева принадлежала музейщику Игорю Сорокину. Тогда же была озвучена мысль возвести реплику идейно значимого дома садовника из крымского имения Новый Кучук-Кой, над созданием которого трудились мастера «саратовской школы» Павел Кузнецов, Петр Уткин и сам Матвеев. В 2023 году проект сквера на месте расселяемых домов визуализировал городской комитет по архитектуре. Угол квартала должен занять дом с башенкой, который сохранит уличный фасад, но получит обновленную дворовую часть с оранжереей. Сам сквер по задумке будет сообщаться с благоустроенным пространством Глебучева оврага.
СЕННОЙ РЫНОК

Превращение привычной торговой зоны города в достопримечательное место в 2022 году вызвало немало обсуждений, поскольку именно торговля на площади и оказалась под запретом. Птичий рынок, мелкие хозяйственные детали, садовые принадлежности – все, что притягивало сюда и спрос, и предложение, – ушло в историю. Пространство вокруг Центрального рынка освободили от рядов, а статус «достопримечательного места» ограничил любое строительство в квартале Большой Горной, Пугачевской, Соколовой, Танкистов. Благоустройство этой площади еще ждет своего проекта, возможно, он сможет примирить горожан с историческим, «достопримечательным» бэкграундом места: площадь в середине XIX века была Казачьей благодаря близости станичного управления и военным сборам казаков. А рыночную функцию получила после начала строительства университета и переноса сюда торговли с Московской. Лошади, скот, фураж и сено – так рынок стал привычным нам Сенным. Впрочем, одна новая достопримечательность на Сенном появилась: несколько таинственным образом в здании рынка был установлен памятник «человеку, похожему на» министра-председателя комитета культурного наследия области, кстати скульптора по первому образованию.
Проект площади перед Сенным рынком
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ И ЗДАНИЕ ВОКЗАЛА

Вслед за Сенным рынком практика укрощения базара и формирования приветливого лица города добралась (вместе с критикой Володина) до железнодорожного вокзала. Вместе с рынками территория должна очиститься и от жилых домов, а прирасти парковкой, подземными траволаторами и другой инфраструктурой для комфорта пассажиров. Начать предполагается со здания вокзала, которое в 70-х годах сменило исторический облик от архитектора Петра Зыбина на стиль советского модернизма. Тогда обновление объяснялось новыми требованиями комфорта и безопасности. Сегодня теми же соображениями мотивируют возвращение объекту исторического облика. Впрочем, к внешнему виду столетней давности вокзал не вернется, визуализации предполагают лишь условно историческое решение.
Проект реновации здания железнодорожного вокзала
ПРОСПЕКТ 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ

Транспортную артерию Ленинского района ждет не только внешняя перемена. Здесь за несколько лет должен реализоваться проект скоростного трамвая, который может повлиять на развитие значительных городских территорий. Несколько лет масштабного строительства и системных проблем с трафиком и местным жителям, и всем, кто пользуется проспектом для транзита, обеспечены. Тем не менее, пешеходная зона вдоль автомобильного проспекта и промышленных предприятий уже меняется в духе главных прогулочных зон города – сквера на Рахова и Набережной. Велодорожка, освещение, ровный газон и новые лавочки – эффектный стандарт, который, вполне возможно, через пару десятков лет будет ассоциироваться именно с 20-ми годами XXI века.
Утвержденный проект сквера вдоль проспекта 50 лет Октября
Саратову не хватает новой архитектуры. Сегодня основной драйвер развития города – это влияние федеральной власти и конкретно Вячеслава Володина, в том числе и через вновь созданный градозащитный совет, который сохраняет наследие. Но с новой застройкой городу нужно идти по пути Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, где архитектура выделена в отдельное министерство. У нас же пока все замкнуто на уровне министерства строительства, главный архитектор области не является архитектором по образованию. Это говорит о том, что мы до сих пор существуем в парадигме, которая была создана 20 лет назад, когда строительное лобби определяет внешний облик города. Хочется увидеть представителей хороших федеральных мастерских в новых комплексно развиваемых районах: старый аэропорт должны проектировать профессионалы с хорошим портфолио, и застройщик может за это заплатить. Такие проекты задали бы качественную планку всем остальным, за ними бы тянулись.

Евгений Спирин
Архитектор