Иллюстрация: Иван Воронин
УСЛЫШЬ МЕНЯ!
Как говорить, чтобы ваши идеи услышали? Наверняка вы замечали, что к коллегам и руководителям, которые умеют правильно сформулировать и подать свою мысль, прислушиваются гораздо охотнее. Давайте разберем, какие коммуникационные привычки помогают им и могут помочь вам.
Маше не везло с руководителями. По крайней мере, она сама так считала: «Они плюют на мое мнение! Они меня вообще ни во что не ставят! Ну как они не понимают?! Они ведь все равно берут мои предложения, но только спустя полгода разговоров. Сколько времени утекло?! Нет, я больше так не могу!»

Саше не везло с подчиненными: «Будь у меня должность выше, они бы сразу прислушивались к моему мнению. Эх, мне бы больше полномочий! Увольнять нельзя, ругаться нельзя… Объясняешь, объясняешь – толку ноль».

Чем недовольны Маша и Саша? По сути, тем, что их предложения не слышат. И не всегда этот вопрос адресован тем, кто «не слышит». В равной степени это вопрос к аргументации самого говорящего. Такие ситуации типичны. Просто ребята забыли про основной принцип коммуникации: «В любом общении ответственность за достигнутый результат распределяется 50/50». Как только вы заявляете: «Это они плохие, ничего не поняли», – вы снимаете с себя ответственность и передаете все 100 % на ту сторону.

Екатерина Быкова
HR-эксперт, карьерный коуч
Что делать, чтобы ваше общение с начальством или подчиненными стало конструктивным? Во-первых, измените СВОЮ коммуникацию. По каким поводам чаще всего руководитель приглашает к себе сотрудника? Обсудить корпоративные новости? Поставить четкую задачу по smart? Нет.

Руководители приглашают поговорить о сложных ситуациях и обсудить проблемы и пути решения. И что они чаще всего слышат? Необоснованные решения («сейчас все хотят работать на удаленке»), эмоциональные лозунги («клиент всегда прав»), оценочные суждения («сейчас неблагоприятные тенденции на рынке»), оправдания и перекладывание ответственности («в этом месяце бонусов не будет, все вопросы – к закупкам»). Таких «аргументов» в диалоге может быть много. И формально вы, возможно, даже что-то предложили. Но не объяснили, как дошли до таких выводов, не обосновали.

Маше и Саше нужно помнить, что: а) мало сказать, б) надо быть услышанным.

Вот несколько факторов, которые влияют
на успешную коммуникацию:
БУДЬТЕ ДОСТАТОЧНО СМЕЛЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ КРАТКИМ
Начните с резюме. Делаете ли вы презентацию, оставляете голосовую почту или выступаете на собрании, сделайте итоговую строку вступительной. Скажите аудитории, что вы хотите, чтобы они сделали, решили, одобрили, рассмотрели, купили или узнали. Нет, не обещайте сказать им это позже. Скажите сразу. Затем уточните, если необходимо. Краткость помогает сфокусироваться на главном.
ГОВОРИТЕ НЕ ТОЛЬКО О СВОЕМ ИНТЕРЕСЕ
Представьте, что ваша речь – это выступление перед виртуальным «советом директоров». Предположите, какие вопросы они будут задавать, и ответьте им. Ваш отчет или предложение не должны отражать все, что вы знаете о предмете. Они должны содержать только то, что вы считаете важным для принятия решения.
ПРИВНОСИТЕ В ОБЩЕНИЕ ЦЕННОСТЬ
Как часто в ходе обсуждений и совещаний вы слышите от коллег реплики «Да, я тоже так считаю», «Абсолютно согласен» и «Поддерживаю»? Такимивысказываниями можно лишь обозначить свое присутствие в диалоге, но не заработать авторитет. Как правило, прислушиваются к тем, кто привносит в обсуждение то, что было неочевидно большинству: дополнительные факты, прогнозы, новые гипотезы.
СТРУКТУРИРУЙТЕ, ЧТОБЫ ДОБАВИТЬ ЯСНОСТЬ
У вас не должно быть ситуаций «я знаю, что хочу сказать, но просто не могу это сформулировать». Говорите четко и прямо. Никаких намеков. Никаких подразумеваемых действий. Никаких неясных конструкций пассивного залога, таких как: «Желательно, чтобы вы посмотрели этот документ до пятницы».
НЕ ГОВОРИТЕ ГОТОВЫМИ ВЫВОДАМИ, ОБЪЯСНЯЙТЕ ЛОГИКУ СВОИХ МЫСЛЕЙ
Помогите другому человеку самостоятельно прийти к вашим выводам – проведите через цепочку рассуждений и сформируйте полную картину событий.
Во все времена люди прислушивались к тем, кто приносит пользу, говорит уместно и четко формулирует свои мысли. Начните использовать хотя бы некоторые из этих коммуникативных подходов, и вы значительно повысите коэффициент полезности своего общения.