Текст: Агния Кузнецова

Космонавтика сегодня и завтра

с Дмитрием Эпштейном
В конце марта из далекого Новосибирска к нам в Саратов читать лекции школьникам, студентам и просто всем желающим на базе информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) прилетел популяризатор космонавтики и астрономии — ученый Дмитрий Эпштейн.

С Дмитрием мы договариваемся встретиться за три часа до лекции. Знакомит нас директор ИЦАЭ Саратова Ирина Баранова. На пиджаке ученого — значок с изображением звездного неба, а в руках — изрядно потертый мячик-антистресс в виде маленькой планеты Земля. «Часто мну Землю», — с улыбкой поясняет Дмитрий, я киваю и включаю диктофон.

— Добрый день. Расскажите немного о себе, как вы стали популяризатором космонавтики и астрономии? Быть может, космос — это ваша юношеская мечта?
—  Здравствуйте, уже более 15 лет я работаю в Институте теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН, являюсь кандидатом физико-математических наук и второй год руковожу Лабораторией астрономии в клубе юных техников в Новосибирске.

Не могу сказать, что у меня была мечта стать космонавтом, но исследовательский интерес к космосу присутствовал всегда — я любил читать книги по астрономии и наблюдать за звездами, что, возможно, повлияло на мое дальнейшее образование и преподавание астрономии сегодня.

Активно популяризацией космонавтики я занялся в 2016 году при поддержке информационного центра атомной энергии в Новосибирске. Очень мало людей в Сибири занимается чем-то подобным, а интерес у аудитории к космосу присутствует. Именно по этой причине получилось, что в 2017 году я провел более 30-ти научно-популярных лекций.
— Ого, это довольно много. Что мотивирует вас так активно заниматься продвижением космонавтики и астрономии?
—  В первую очередь, я занимаюсь популяризацией — все-таки хочется, чтобы смена росла, и у младшего поколения был интерес к изучению космоса, к тому, что происходит у нас над головой. Объяснять космонавтику доступно и просто — сложно, но я тренируюсь на собственных детях (смеется).

На самом деле, как мне кажется, я делаю трудную вещь — умею понятно рассказывать ученикам начальной школы, допустим, историю участия братьев наших меньших в космических программах. К сожалению, на сегодняшний день подобного формата лекторов у нас в стране не особо много, поэтому приезжая в другие города, я надеюсь, что кто-то заинтересуется, подхватит популяризацию и понесет в массы.
— Вы правы, интерес к науке необходимо прививать с раннего возраста. Расскажите, о чем будет сегодняшняя лекция?
—  Сегодня я буду рассказывать о том, в каком состоянии находится космонавтика в XXI веке. Немного истории: что мы делаем в космосе, и о планах на обозримое будущее.

(*запись прямого эфира с прошедшей лекции можно посмотреть в группе «ИЦАЭ Саратова» в социальной сети «ВКонтакте» — прим. ред.)
— Под местоимением «мы» вы подразумеваете Россию или все человечество в целом?
— Знаете, мне очень нравится история, которую я услышал в одном из интервью с Нилом Армстронгом. Он говорил, что стоя на Луне: «Я поднял большой палец и зажмурил один глаз. Земля целиком исчезла за моим пальцем». Для меня это значит, что с ближайшего астрономического тела, — Луны, — Земля настолько маленькая, что там ни то, что стран, там континентов не различить.

А сегодня мы говорим о еще больших расстояниях. Допустим, возьмем снимки Земли со станции Кассини (с 2004 года зонд Кассини находился в системе Сатурна и в 2017 году завершил свою 20-летнюю миссию, сгорев в атмосфере газового гиганта — прим. ред.) — Земля на этих фотографиях размером меньше, чем пиксель, на пару с Луной. И с этого расстояния человечество выступает, как единое целое. Поэтому я говорю «мы» — подразумеваю все человечество.

К тому же Россия участвует практически во всех космических миссиях. Не напрямую, конечно, но являясь в некотором роде сырьевой базой — мы поставляем ядерное топливо для космических аппаратов. Единственный живой марсоход сегодня, «Кьюриосити» (с англ. «любопытство» — прим. ред.), работает на российском плутонии, без которого просто не сможет функционировать. К тому же на нем целый ряд научно-исследовательского лабораторного оборудования, которое разработано отечественными инженерами: рентген-спектрометр альфа-частиц (Alpha-particle X-ray spectrometer, APXS), нейтронный детектор DAN.
— В начале своего ответа вы упомянули Нила Армстронга. Хотела бы узнать, как вы относитесь к идее существования «Лунного заговора» — существует мнение, что американцы не высаживались на Луну и вся космическая программа «Аполлон» — одна большая фальсификация.
—  На самом деле, это очень сложный вопрос. Массовые подозрения возникли из-за фото- и видеоматериалов, на которых, во-первых, заметна «рябь» на поверхности флага. Сторонники «лунного заговора» полагают, что она возникла из-за порыва ветра, которого в безвоздушном пространстве Луны по определению быть не может. Во-вторых, после гамма-коррекции на фотографиях с Луны проявляется цифровая ретушь отсканированного изображения и падает тень на черный фон.

Несмотря на то, что эта обработка довольно сомнительного качества, я не исключаю, что снимки были сделаны где-то в павильоне. У нас есть собственная история с Валентиной Терешковой, у которой при посадке возникли проблемы, и она не смогла самостоятельно выбраться из космического аппарата. Поэтому документальную фотосъемку её приземления на Землю проводили через день-два, а подавались эти кадры, как сделанные в реальное время.

Возможно, первые снимки по программе «Аполлон» были действительно неудачными, но это не отрицает высадки человека на Луну. Ведь даже советская разведка подтверждала присутствие американцев там — за счет средств пеленгования сигнала их космического корабля, визуальной слежки за ними. Есть множество научных аргументов «за» и «против», но свою личную позицию мне пока сложно высказать, я еще не решил.
— Спасибо за такой развернутый ответ. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к нынешней популярности кино о космосе и космонавтике, потому что в большинстве своем эти картины антинаучны. И что бы вы могли посоветовать к просмотру читателям World Club?
— Правдоподобные фильмы есть. К примеру, я считаю достаточно хорошим «Интерстеллар». Научное сообщество удостоило его похвалы за доступное объяснение общей теории относительности, а также за высокую научную точность в изображении кротовых нор. В 2015 году ученые даже рекомендовали показывать этот фильм на уроках физики в средней школе. Мне кажется, что фильмы о космосе и космонавтике важны и нужны, потому что они поддерживают интерес к науке. Понятно, что порой режиссеры жертвует реалистичностью фильма для зрелищности. К примеру, в целом ряде фильмов фигурируют взрывы в космосе, однако в вакууме звуковые волны не распространяются — это общеизвестный факт, но по-другому никак.
— В названии сегодняшней лекции у вас написано о планах на обозримое будущее — это будет какой-то ваш собственный прогноз?
— Только отчасти. Я буду ссылаться на предсказания людей, имеющих непосредственное отношение к космической отрасли. Например, расскажу, что Илон Маск планирует в ближайшие десять лет делать в космосе и о конкурсе NASA по строительству домов на Марсе — покажу, какие проекты выиграли и как поделили между собой 100 тыс. долларов, расскажу насколько эти идеи обоснованы и реализуемы. NASA готовится послать человека на Марс и поселить его там, — для чего, правда, для меня пока загадка. Возможно, это какая-то мечта по освоению и достижению, но с научными задачами отлично справляются дистанционные роботы, которые эффективнее, чем человек. В общем все это обсудим в ходе лекции.
— Хорошо, тогда я жду лекцию, большое спасибо вам за интервью!
— Вам спасибо, надеюсь, что я посещаю ваш город не в последний раз. Мне тут очень понравилось и в ИЦАЭ, и в Народном музее Юрия Алексеевича Гагарина, к тому же публика увлеченная и есть интересные собеседники.