Текст: Мария Карманова
Фото: www.oldsaratov.ru, альбом Бедрицкого и Семенова «Старый Саратов, исчезнувший и сохранившийся», архив Саратовгражданпроекта, личный архив Алексея Голицына
КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ
Человеку свойственно мечтать о доме и уюте, а любое переустройство миропорядка начинать с ремонта, переезда или, на худой конец, смены стиля. Масштаб изменений не слишком важен, это касается как внешности, так и архитектурных эпох. В этом материале мы решили разобраться, как в разные десятилетия выглядели квартиры мечты, какие исторические черты они отображали, кому принадлежали, а главное, к чему привели эти мечты
1910-е: ДОМ ЯХИМОВИЧА
Советская, 5

Дом с кариатидами приобрел знакомый нам вид в 1912-1914 годах. Инженер Вячеслав Яхимович приобрел одноэтажное здание на этом участке, которое надстроил и использовал как доходный дом. Внутри он внедрил систему паробетонного отопления собственного изобретения, которая, будучи запатентованной в России, Германии и Англии, приносила ему немалый доход, позволивший купить и надстроить здание. На первом этаже дома расположилась торговая контора братьев Грингоф, а также предприятие самого Яхимовича. Комфортабельные квартиры – по одной на этаже – заняли топ-менеджеры того времени: управляющий Рязано-Уральской железной дороги, член совета Мариинского института благородных девиц. После национализации имущества в 1918 году в доме были устроены коммунальные квартиры, которые без капитального ремонта эксплуатировались до начала XXI века. Расселение и пожар в 2015 году, а также годы заброшенности привели здание в нынешнее катастрофическое положение.
1920-е: ДОМ «СВЯЗИ»
Московская, 128

Жилой дом рабочего строительного кооператива товарищества «Связь» стал первым многоэтажным кирпичным домом в Саратове после революции. Он возводился в 1926 году еще в традициях дореволюционного строительства: чередование красного и белого кирпича с аккуратной кладкой, минимальная толщина стен в 2,5 кирпича, высота потолков в три с лишним метра, даже декор, отсылавший к модерну. В двух подъездах было по девять квартир, по три на этаже трехэтажного тогда дома. Водопровод, канализация, электричество сочетались с печным отоплением и одной ванной комнатой на шесть квартир. Переобустройство ждало дом после войны: для отопления появились газовые печи, затем добавили ванные комнаты, а в 60-е дом надстроили еще одним этажом, который даже получил балконы. Сегодня охранного статуса у дома, несмотря на почти столетний возраст, нет. Но три года назад удалось предотвратить оштукатуривание фасада, которое планировала управляющая компания – на защиту дома встали жильцы и блогеры.
1930-е: ДОМ-КОММУНА
Провиантская, 7

Уникальный конструктивистский дом жилкооператива «Рабочий» начали строить в 1930 году, а к 1932 году заселили первых жильцов уже из числа сотрудников завода комбайнов, который смог продолжить стройку разорившегося кооператива. Опережающая время идея обобществления быта в этом проекте обрела форму жилой ячейки, спроектированной Моисеем Гинзбургом. Саратовский дом-коммуна архитекторов Лисагора и Попова стал одним из шести подобных объектов во всей стране. Он состоял из трех корпусов: жилого, хозяйственного и корпуса-универсама. Впрочем, последний так и не был построен, как и лифты, солярий и другие детали. А 124 двухуровневые квартиры с 1937 года начали уплотнять и заселять туда по две семьи. Так от мечты о новом быте жильцы пришли к быту коммунальному, который и стал причиной печального состояния объекта культурного наследия в XXI веке.
1940-е: ДОМ КАРПОВА
Кутякова, 22

Жилой дом инженерно-технических работников завода «Серп и молот» построен по проекту архитектора Карпова в 1940-е годы: проект появился еще в 1937 году, но сдан дом был уже после войны. Именно Дмитрий Карпов – главный архитектор Саратова с 1944 по 1950 годы – спроектировал знаковые саратовские сталинки, где жила элита. Угловые дома на Советской и Горького, Рабочей и Провиантской, Радищева и Соборной, Чапаева и Люкшина, а также на Большой Казачьей, 43, Московской, 32 определяли стиль эпохи. А здание на Кутякова выдается из этого ряда «итальянскими» деталями и масштабом, особенно ощутимым на местности. В 60-х фасад по Кутякова украшала агитконструкция на тему пожарной безопасности с огненным петухом, которая подарила дому новое прозвище – дом с петухом. К знаменитым жильцам дома можно отнести Иосифа Дубинского, на протяжении долгого времени бывшего директором саратовского цирка.
1950-е: ПОЛКОВНИЧИЙ ДОМ
Большая Казачья, 100

Сталинский дом для командного состава Краснознаменной военно-политической школы войск МГБ им. К.Е. Ворошилова и Саратовского (суворовского) военного училища был построен в 1953 году по проекту Тараса Ботяновского. Одиниз самых знаменитых здешних жителей – Герой Советского Союза полковник Дмитрий Емлютин, но список живших здесь знаменитых военных насчитывает не менее 20 фамилий. В прошлом году дом был внесен в реестр объектов культурного наследия. А в ответ на продажу участка внутреннего двора частным лицом местные жители активно начали продвигать идею возвращения исторического облика двору – вместо потенциально возможной жилой застройки они хотят воссоздать сквер с беседкой, палисадник и фруктовый сад.
1960-е: ДОМ «КАССЫ АЭРОФЛОТА»
Мирный переулок, 17 / площадь Кирова, 8

Дом переменной этажности и причудливо извивающейся формы начал строиться в 1958 году, и его возведение продолжалось до 1970-х. Первоначальный проект архитектора Леонида Дорошенко 1955 года предполагал возведение на этом месте классической сталинской высотки со шпилем. Еще одна зеркальная высотка должна была вырасти напротив, а от очищенной от всех строений, кроме кинотеатра «Победа», площади должен был раскрытьсяновый советский проспект – улица Михайловская (сегодня значительно более узкая Вавилова). Но в конце 1955-го развернулась борьба с архитектурными излишествами, и здание появилось в минимальном декоре, но в максимальной на тот момент этажности – сначала 8-этажный угол, затем 10-этажные пристройки. На крыше появилась рекламная конструкция «Аэрофлот», которая надолго подарила имя всему дому.
1970-е: ПЕРВАЯ ВЫСОТКА САРАТОВА
Мичурина, 115

Дом по заказу «Главприволжскстроя» начали сооружать в 1960-х годах, но окончательно сдали в 1976 году. Проект шестнадцатиэтажного дома был опробован в московских Черемушках, и для конца 60-х был необычайно комфортабельным. Два лифта и две лестницы, шикарный вид на город и Волгу, небывалая высотность – на момент возведения в городе не строили домов выше десяти этажей – дом точно выдавался в общем ряду. Впрочем, сегодня шестиметровые кухни, проходные комнаты, отсутствие балконов, общий коридор на семь квартир на этаже воспринимаются как значимые минусы жилья. Смена приоритетов коснулась и материала: панельно-каркасный дом из железобетонных панелей и керамзи-тобетонных блоков уже через два-три десятка лет оказался в конце списка желанных.
1980-е: «ПЕНТАГОН»
Соколовая, 18/40

В начале 1980-х годов сдается самый большой жилой дом Саратова – в нем полтысячи квартир. Быстро прижившееся в народе прозвище «Пентагон» лишний раз подчеркивает его выдающиеся характеристики: не только форму пятиугольника, благодаря которой его сравнивают со зданием штаб-квартиры американского минобороны, но и комфорт жилья, а также вид из окон на мост и Волгу. Знаковые новостройки повышенной комфортности растут в 80-е на центральных улицах – конкуренцию «Пентагону» составляют «Руслан», «Людмила» и «Зенит» на Московской, а также «Кооператор» на противоположной стороне улицы продолжают смысловую линию возведенной чуть раньше «Электроники». Примечательно, что названия домов диктуются именами магазинов новогоуровня, ни один из которых не сохранился с советских времен. Торговый центр «Пентагон» в XXI веке напротив зафиксировал когда-то народное прозвище. Сегодня нам сложно представить, как будут смотреться через три-четыре десятка лет высотки из десятых-двадцатых годов XXI века, которые сегодня закрывают жилищные потребности саратовцев. Тенденция говорит лишь о том, что их внешний вид и трансформация помогут отследить, как изменились наши представления о прекрасном, какими стали мечты. К сожалению, в Саратове пока не приходится фиксировать реконструкцию исторических объектов и переосмысление одного исторического периода в другом. Столичный опыт уже показывает, что на местах, мечтах и историях прошлого можно строить легенды и маркетинг настоящего, а в доме Наркомфина можно продавать дорогие современные квартиры. В этом смысле «строительного материала» Саратову не занимать, возможно, грамотное переосмысление придет к нам с запозданием в пару десятков лет, как когда-то типовые панельные высотки.